Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы
сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся
в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и
благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу
при посредстве такого способа, который противен установлению Божию,
воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так,
некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая
из добродетелей
[1] что она - Бог
[2], начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство
любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои.
Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека
любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской,
оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить,
как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. И Любовь к
Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих
действием Святого Духа
[3]. Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших
естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь
род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого
человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом
этой любовью! Он свят, и почивает в одних святых. Он независим:
бесплодны усилия человека приять в себя Бога, когда нет еще благоволения
Божия обитать в человеке, хотя человек - богозданный храм, сотворенный с
той целью, чтобы обитал в нем Бог
[4]. Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он
нуждается в обновлении.
Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже
есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения
Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается
повреждением и гибелью души. Мыrial;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman"'>Таким образом, близкие связи евреев с халдеями и персами
продолжались много сотен лет и это оказало на евреев влияние с первых же лет
пленения. Влияние это было так сильно, что евреи возвратились из пленения,
почти совершенно забыв свой язык, и говорили по-арамейски. Они возвратились из
плена и с новой азбукой, так называемой квадратной, взятой в Вавилоне, по происхождению — арамейской. Эта азбука заменила
традиционные клинообразные буквы. Евреи заимствовали у вавилонян и календарь,
также усвоили в Вавилоне много народных верований. Мы имеем свидетельство
чрезвычайно авторитетного учителя Реш Лакиша из тивериадской школы (начало III
века по Р. X.), что “имена ангелов” возникли у евреев не самобытно, а были
заимствованы в Вавилоне.
Известна история пророка Даниила и его товарищей, отданных в
обучение халдейской мудрости. Но если избранные натуры, такие, как Даниил,
могли безопасно для своего религиозного мировоззрения вынести погружение в эту
премудрость, то натуры более слабые не могли не поддаваться
очарованию языческой мистики и науки, которая основана была на пантеистическом
слиянии мира с божественной силой. Пантеистические тенденции с тех пор и
проявляются в еврействе в противоречие с библейской верой в Бога, ясно и резко
отличенного от мировой “твари.”
Восстановление Иерусалима было произведено строгими и
суровыми консерваторами, тип которых представляет Ездра. Их задачей было —
восстановить Израиль во всей чистоте его древней веры.
Но с течением времени к первоначальным учителям стали примешиваться и лица иных настроений, тем более, что наряду с
Собранием Закона началось его толкование, создавшее целый класс ученых. А кроме
закона, начали усердно собирать и предания (по-еврейски “каббала”). Неизвестно,
с какого времени в среде этих ученых
начало появляться понятие о таинственном смысле закона и предания, появилось и
понятие о “тайном” учении, которое нельзя передавать неподготовленным и непосвященным.
Как справедливо отмечают исследователи, Моисеева вера резко
отличается от окружавших языческих религий полным отсутствием религиозной
тайны. “Сколько бы мы ни перечитывали с самым скрупулезным вниманием все книги
Ветхого Завета, — говорит А. Франк, — мы не найдем в них ни единого слова, делающего
намек на тайное учение, на доктрину более чистую и глубокую, предназначенную
только для небольшого числа избранных”.
Всему народу вменялось в обязанность знать вероучение. Идея
какой-либо тайной доктрины была для Моисеевой религии, по существу, уже ересью,
нарушением завета Божия с израильским народом. Между тем после вавилонского
пленения неудержимо и все сильнее стала заявлять о себе идея какого-то тайного,
скрытого учения. В послевавилонский период не только в среде “каббалистов” в
нынешнем смысле, а в среде всех вообще учителей Израиля появляется, наоборот,
искание в предании истинного смысла Закона. Появляется учение о том, будто бы
Моисей во время сорокадневного пребывания на Синае слышал множество
Божественных истин, которые открыл немногим, именно старейшинам, и будто бы эти
истины передавались затем устно из рода в род. Это учение быстро стало
официально еврейским. Известный защитник Талмуда (не Каббалы, а Талмуда) Карл
Фишер говорит: “Мишна, по
еврейскому вероучению, содержит в себе те законы, которые Бог дал Моисею устно на горе Синае” (Карл Фишер. Слово
о Талмуде. С, 3). Очень рано, после пленения и в первые столетия по Рождестве
Христовом, явилось даже запрещение хранить письменные толкования Закона,
которые надлежало хранить лишь в памяти и передавать устно.
Самое слово “каббала,” то есть предание, явилось очень рано
и широко применялось учителями Талмуда, таннаимами первого периода и амораимами
второго периода. “Галаха (то есть “закон”), — говорит Карпп, — делала то же
самое, что позднее сделала Каббала. Для своего узаконения она опирается, как
только может, на слова, буквы, точки Священного Писания, а когда все эти уловки
диалектики не достаточны, она разрубает гордиев узел безапелляционным словом
Каббала, то есть полученное устно Предание, восходящее к Моисею, а им
полученное из уст Божиих”.
Что касается произвольного толкования текстов Писания, оно
чрезвычайно облегчалось тем, что в еврейской азбуке были только согласные
буквы, вокализация же ее посредством точек и других знаков была произведена
лишь много позднее в 6 веке по Р. X., так называемыми масоретами. До этого лишь
учебное предание сообщало, какие гласные должно подставлять в различных словах,
и понятно, что произвольной подменой гласных можно было совершенно изменять
смысл слов.
Отсутствие литературных документов первых трех столетий
после пленения делает невозможным точно установить даты этого извращения
Моисеевых понятий. По преданию известно лишь, что книги существовали, но от них
либо ничего не осталось, либо остались отрывочные цитаты в более поздних
сочинениях.
Во 2-й половине 13 в. в Палестине, среди испанских евреев
стали распространяться списки с одной священной книги, под именем «Зогар»
(сияние). Ее возникновение относилось на тысячу лет назад и приписывалась она
известному законоучителю Мишны Симону бен-Иохаи. Найденная рукопись была
переслана в Европу, и здесь с нее изготовлялись списки, распространявшиеся в
народе. Первым изготовителем этих списков был испанский каббалист Моисей
де-Леон (ум. 1305 г.).