|
Но поелику упомянул я о еретиках, как о мертвых, о
нас же самих, яко имеющих ко спасению Божественныя Писания, и боюся
чтобы, как писал к Коринфянам Павел (2Кор.11,3), некоторые из
простодушных не были уклонены от простоты и чистоты, хитростью человеков,
и потом не начали внимать иным книгам, так называемым апокрифическим
[наименование книг апокрифических, по переводу с греческаго, значит
книги сокровенныя; еретики давали сие наименование составляемым ими
подложным книгам, дабы лучше уверить, будто оныя не вновь составлены, а
токмо не известны были, как сокрываемыя], будучи обмануты
единоименностию их с истинными книгами: то потерпите, молю, аще о
известном вам, еще и я воспоминаю, ради нужды и пользы церкви. Желая же
о сем воспомянути употребляю, для оправдания моего дерзновения, образ
словес евангелиста Луки, и реку и я: понеже некие начали слагати себе
так именуемыя апокрифическия книги, и смешивати оныя с Богодухновенным
Писанием, о котором мы удостоверены, якоже предаша отцам от начала
самовидцы и слуги бывшии словесе, изволися и мне, побужденным истинными
братиями, и дознавшему сначала по ряду изложити, какия книги приняты в
канон, преданы и веруются быти Божественными, дабы каждый обольщенный
отверг обольщающих, и каждый пребывший чистым возрадовался о новом
предостережении. И так всех книг Ветхаго Завета числом двадесять две:
ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку
же и по именам оныя суть следущия: во первых Бытие, потом Исход, далее
Левит, посем Числа, и наконец Второзаконие; за сими следует Иисус Навин,
Судии, и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из коих как
первая так и вторая считаются за одну книгу, так равно третья и
четвертая за одну; после сих Паралипоменон первая и вторая, также
считаемыя за одну книгу; далее Ездры первая и вторая так же за одну;
после сих книга Псалмов, и потом Притчи, потом Екклесиаст, и Песнь
песней. По сих Иов; наконец пророки дванадесять, считаемыя за одну
книгу, потом Исайя, Иеремеия, и с ним Варух, Плач и Послание; а по них
Иезекииль и Даниил; сии составляют Ветхий Завет. Но должно без укоснения
рещи и о книгах Новаго Завета. Оне суть следующия: четыре Евангелия: от
Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; по сих Деяния апостолов, и седмь
так именуемых соборных посланий апостолов, как то: Иакова едино, Петра
два, потом Иоанна три, и Иуды едино; к ним четыренадесять посланий
Павла, которыя пишутся следующим порядком: первое к Римлянам, потом к
Коринфянам два, по сих к Галатам, далее к Эфесянам, потом к Филипписиам,
к Колоссаям, к Солунянам два, ко Евреем, к Тимофею два, и к Титу едино,
и последнее к Филимону едино; и наконец Апокалипсис Иоанна. Сии суть
источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в
сих токмо благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не
прилагает, ниже да отъемлет от них что либо. О сих Господь посрамляя
саддукеев глаголал: прельщаетеся, не ведуще Писаний ни силы их
(Мф.22,29). Иудеев же увещевал: испытайте Писания, яко та суть
свидетельствующая о Мне (Ин.5,39). Ради больщия же точности, поелику
пишу ради нужды, присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и другия
книги, не введенныя в канон, но назначенныя отцами для чтения
нововступающим, и желающим огласитися словом благочестия: премудрость
Соломонова, премудрость Сирахова, Эсфирь, Иудифь, и Товия, и так
именуемое Учение апостолов, и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх сих
читаемых и оных канонических, нигде не упоминается об апокрифических: но
сие есть умышление еретиков, которыя пишут оныя, когда хотят, назначают
и прибавляют им время, дабы представляя их, аки бы древния, имети
способы к прельщению оными простодушных.
|
|