Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего
неполезнаго или нечистаго не сотворило Божие Слово. Христово благоухание
есмы в спасаемых, по апостолу (2Кор.2,15). Поелику же различны и
многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до
возмущения, отвлекает братий от обыкновеннаго упражнения, всевая в них
помышления нечистоты и осквернения: то, по благодати Спасителя нашего,
краткими словами, и лукаваго обольщение да отженем, и мысль простейших
да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых же и совесть осквернится и
все (Тит.1,14). Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи
развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но
действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как и сказал, дабы
отвлещи подвижников от обычнаго и спасительнаго попечения, и в сем, как
мнится ему, победити их, для сего возбуждает он такую молву, которая не
приносит никакой пользы для жизни, а токмо пустые вопрошения и
суесловие, которых уклонятися должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и
благоговейнейший, что имеет греховнаго или нечистаго какое либо
естественое извержение, как например, аще бы кто восхотел поставити в
вину исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст? Можем рещи и о
большем сего, о извержениях чревом, которыя необходимы для жизни
животнаго. Еще же, аще по Божественному Писанию веруем, яко человек есть
дело рук Божиих, то како могло от чистыя силы произыти дело
оскверненное, и аще род Божий есмы, по Божественному Писанию
апостольских деяний (Деян.17,28), то не имеем в себе ничего нечистаго.
Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякаго смрада худший,
соделываем. А когда происходит какое либо естественное невольное
извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по
необходимости естественной. Но поелику хотящие токмо прекословити
справедливым словам, паче же сотворенному от Бога, неправо приводят и
слово Евангелия, яко не входящая сквернят человека, но исходящая: то
нужно и сию нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличити.
Во-первых они и Писания, по невежеству своему, яко неутвержденные,
превратно употребляют. Разум же Божественнаго Слова есть следующий:
когда некие, подобно сим, сомневалися о пище, тогда Сам Господь,
разрешил их неведение, или паче, обличая заблуждение, рек: не входщая
сквернит человека, но исходящая (Мф.15,11). Посем прилагает: откуда
исходящая - от сердца. Ибо ведает, что тамо суть злыя сокровища скверных
помыслов и иных грехов. Сокращеннее же апостол, сему наученный,
глаголет: брашно нас не поставит пред Богом (1Кор.8,8). Благословно
может кто рещи и в настоящем случае: естественное некое извержение не
поведет нас к наказанию. Может быть и врачи (да убедятся хотя внешними
прекословящие) в защищение сего скажут, что животному даны некие
необходимые исходы для отложения излишества влаг, питаемом в каждом у
нас члене, каковы суть излишества главы власы, и влажности из главы
отделяющияся и исходящее из чрева, такожде и оный избыток в семенных
сосудах. И так Боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом,
когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии
члены имели таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия лукавых.
Ибо могут рещи: посему не будет грехом и самое употребление, когда
орудия Творцем устроены. Таковых вопрошением заставим умолкнути, глаголя
на сие: о каком употребление глаголеши, о законном ли? о том ли, которое
Бог позволил, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте Землю
(Быт.1,28): о том ли, которое апостол допустил, глаголя: честна женитва,
и ложе нескверно (Евр.13,4)? Или о том, которое бывает между людьми, но
происходит тайно и прелюбодейно? Ибо и в других случаях жизни обретаем
различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, на пример: не
позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы
достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и
воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким
образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах,
не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно,
допускается и позволяется. Такожде разсуждати должно и о телесном
совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет
естество к деторождению, но аще к любострастию: то блудники и прелюбодеи
подвергаются казни, возвещенной апостолом (Евр.13,4). Ибо два пути в
жизни относительно сего предмета. Един обыкновенный и и житеский, то
есть брак, другий же ангельский и коего нет превосходнее, то есть
девство. Аще кто избрал мирский путь, то есть брак: то не подлежит
порицанию, но не получит толиких даров, хотя впрочем получит некие, ибо
и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто восприял чистый и
премирный путь, хотя путь его жесточае и труднее перваго, то таковый
приемлет более чудныя дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный.
Тако нечистыя и лукавыя их вопрошения имеют собственныя решения,
Божественными Писаниями древле приготовленныя. И так утверждай, отче,
подчиненное тебе стадо апостольскими увещеваниями, евангельскими
утешениями, псаломскими советами, глаголя к Господу: живи мя по слову
Твоему (Пс.118,25). Слово же его состоит в служении ему от чистаго
сердца. Ибо зная сие тот же пророк, как бы себя изъясняя, говорит:
сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс.50,12), дабы скверныя помышления
не возмущали меня и паки: и Духом Владычним утверди мя (Пс.50,14), дабы,
естьли когда помышления и возмутят меня, мощная некая сила от Тебя
исходящая, укрепляла меня, аки некая твердыня. Таковые и подобные советы
преподав и ты, глаголи тем, которые медленно покоряются истине: научу
беззаконныя путем Твоим (Пс.50,15), и уповая на Господа, яко убедишь их
отступити от таковыя злобы, воспевай: и нечестивыя к Тебе обратятся. Да
престанут злонамеренно вопрашающие от таковаго суетнаго труда, а
сомневающиеся по простоте, да утвердятся Духом Владычним, вы же, которые
твердо ведаете истину, содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о
Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же Отцу слава и держава, со Святым
Духом, во веки веков, аминь.