От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения,
чуждые естеству падшему и незнакомые ему.
Рожденное от Духа дух
есть
[1], а как заповеди Христовы суть
Дух
[2], то и ощущения, производимый ими, суть ощущения
духовные.
Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских
заповедей? — Нищета духа.
Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и
внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою
природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую
Евангелию.
Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение
человечества.
От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе,
называемое в Евангелии нищетою духа
[3].
Нищета духа — блаженство, первое в евангельском порядке, первое в
порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая
ступень в лествице блаженств.
Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному,
составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе
небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного
блаженства.
О нищете духа сказал святой Давид: жертва Богу дух сокрушен:
сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит
[4].
Нищета духа — соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если
они не осолены этой солью, — Бог отвергает их. Зрение падения своего
уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое
способен признать необходимость спасения. Спасителя, — способен
уверовать в Евангелие живою верою.
Такое состояние — дар благодати, действие благодати, ее плод, а
потому и блаженство.
Нищему свойственно печалиться о нищете своей.
Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: плач.
Плач — благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало
Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.
Такая душа омывает свои пятна святою водою — слезами; стирает
пятна святою печалью.
Несказанное утешение, несказанная легость проливаются в сердце
после пролития спасительных слез о грехах, о падении, —слез,
являющихся по причине ощущения нищеты духовной.
Если здесь, на земле, благочестивый плач доставляет такое
несравнимое духовное утешение, — какое же он приготовить блаженство
в будущем веке?
Христос произнес приговор о благочестиво плачущих: блаженни
плачущии
[5].
Ты сделал грехи? — Пролей слезы.
Кто занят глубоким рассматриванием самого себя, кто видит себя
оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным
вечной муки, и уже оплакивает, как присужденного к ней: тот мало
видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те
недостатки, которые видит, — охотно, от сердца прощает все обиды и
оскорбления.
Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть,
памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство: оно называется:
кротость.
Блаженни кротции
[6], возвестил Спаситель, яко тии наследят землю.
Какая это земля?... После падения Бог назвал землею Адама, а в
Адаме назвал землею и меня: земля еси и в землю отыдеши
[7].
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею:
похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и
увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость
возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием,
моею землею, мною, моею плотью, моею кровью, моими порывами.
Кротции наследят землю, и насладятся о множестве мира
[8].
Возобладав снова землею, начинаю желать неба: вхожу в новое
состояние, устрояемое во мне благодатью, в новое блаженство: начинаю
алкать и жаждать правды Божией, — не пустой, человеческой
[9].
Правда Божественная явилась человечеству в Божественном
милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием
[10], не какою другою добродетелью.
Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за
друзей, соделывает человека Богоподобным. Это состояние — опять
блаженство
[11].
Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о
зле; все помыслы его — благость.
То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое,
способное к Богозрению. Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога
узрят
[12].
Что значить чистое сердце? спросили одного великого наставника
иночествующих. Он отвечал: “сердце, по подобию Божества движимое
безмерным чувством милости ко всем созданиям
[13]”.
В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет дотоле разделенные
ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком
Нового Адама.
Мир Божий — удел святых Божиих: посредством святого мира,
христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми
обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; он соделывается
сыном Божиим по благодати
[14].
Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке
Святого Духа; он — действие, плод Святого Духа.
Стяжавший в себя мир Божий, способен к прочим окончательным
блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостью
поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей.
Стяжавший мир Божий не страшится внешних волн: на весах сердца
его утешение благодатное уничтожило всю ценность земного великого и
сладостного, всю тягость земного скорбного и горького.
Осмотри величественную духовною лествицу блаженств евангельских,
осмотри каждую ступень. Хорошо быть на высоте этой лествицы; но
поистине блажен и тот, кто находится хотя на первой ее ступени.
На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить
со ступени на ступень.
Ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на
следующую ступень не тогда, когда он удостояет себя этого, но когда
она признает его достойным.
Достойны возвышения — смиренные.
Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может
сочинить для человека такое блаженство, и оно в течении всей
жизни будет обманывать тебя, льстить тебе, — лишит истинного блага
на земле и на небе.
Ищи нищеты духовной. Искание этого блаженства позволительно и
похвально. Оно — основание, податель всех прочих блаженств. Когда
поколеблется основание: тогда и тот, кто стоял на высшей степени
духовного преуспеяния, обрушивается вниз, и часто разбивается до
смерти.
Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его
велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия,
принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид,
самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и
смиренного.
Прошения гордые Бог отвергает, ненужные не исполняет, но когда
Его создание просить у Него дара существенно полезного и
необходимого, — Он ниспосылает его из неоскудевающих Своих сокровищ.
Существенно полезный, необходимый для человека духовный дар от
Бога — нищета духа. Аминь.
[1] Иоанн. III, 6.
[2] Иоанн. VI, 63.
[3] Матф. V, 3.
[4] Пс. L, 19,
[5] Матф. V, 4.
[6] Матф. V, 5.
[7] Быт. III, 19
[8] Пс. XXXVI, 11.
[9] Матф. V, 6.
[10] Матф. V, 48.
[11] Матф. V, 7.
[12] Матф. V, 8.
[13] Преподобный Исаак Сирский, Слово 48.
[14] Матф. V, 9.