При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи
восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть
непогрешительно святую Истину.
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия;
старайся исполнять его заповедания, читай его делами.
Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию.
Не думай, что без причины священнейшая из книг,
Четверо-Евангелие, начинается Евангелием от Матфея, а
оканчивается Евангелием от Иоанна. Матфей научает более,
как исполнять волю Божию, и его наставления особенно
приличествуют начинающим путь Божий; Иоанн излагает
образ соединения Бога с человеком, обновленным
заповедями, что доступно одним преуспевшим на пути
Божием.
Раскрывая для чтения книгу — святое Евангелие,
вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы
будем судимы, и, смотря и потому, каковы были здесь на
земле по отношению к ней, получим в удел или вечное
блаженство, или вечные казни
[1].
Бог открыл свою волю ничтожной пылинке — человеку!
Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля —
в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю
Создателя и Спасителя твоего, смотря потому, как тебе
угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих:
рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну,
благоразумну. Не играй своею участью вечною!
Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе
очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его
[2], который — Евангелие. Открываются очи, — и
усматривается чудное исцеление души от греха,
совершаемое Словом Божиим. Исцеление телесных недугов и
было только доказательством исцеления души,
доказательством и для плотских людей, для умов,
заслепленных чувственностью
[3].
Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием.
В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным
рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни.
Пренебрежение жизни — смерть.
Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых и
беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа
твоя носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в
плену и у демонов, подобна этим больным. Научайся из
Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и
тебя, если ты будешь и прилежно умолять Его о исцелении
твоем.
Стяжи такое расположение души, чтоб тебе быть
способным к получению исцеления. Способны получить его
сознающиеся в своей греховности, решившиеся оставить ее
[4]. Горделивому праведнику, то есть, грешнику, не
видящему своей греховности, не нужен, бесполезен
Спаситель
[5].
Зрение грехов, зрение того падения, в котором
находится весь род человеческий, есть особенный дар
Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя
книга Небесного Врача — Евангелие.
Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и
сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в
нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается
евангельскою. Этого можно достичь непрестанным
благоговейным чтением, изучением Евангелия.
Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших
древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял
ученикам своим, по откровению Божию, в непременную
обязанность выучить его. Таким образом Евангелие
сопутствовало им повсюду, постоянно руководило их
[6].
И ныне отчего бы христианским воспитателям не
украсить памяти невинного дитяти Евангелием, чем
засорять ее изучением Езоповых басней и прочих
ничтожностей?
Какое счастие, какое богатство — стяжание Евангелия
памятию! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий,
могущих случиться с нами в течении земной жизни.
Евангелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику
сопутствует в темницу, говорит с земледельцем на ниве,
орошаемой его потом, наставляет судию во время самого
присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет
больного во время томительной бессонницы и тяжкого
одиночества.
Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги
Священного Писания. Писание произнесено святыми
Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но
по внушению Святого Духа
[7]. Как же не безумно истолковывать его
произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов
Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово
Божие и толкование его — дар Святого Духа. Только это
одно истолкование принимает святая Православная Церковь!
Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно:
тот этим самым отвергает истолкование его святыми
Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания
Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и
самое Священное Писание.
И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких
толкователей его, вонею в смерть, мечем обоюдоострым,
которыми они закалают сами себя в вечную погибель
[8]. Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и
прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким
толкованием Писания в богохульство.
На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и
трепещущаго словес Моих
[9], говорит Господь. Таков будь относительно
Евангелия и присутствующего в нем Господа.
Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и
наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для
тебя доступным и понятным Евангелие.
Ненавидяй души своея в мире сем, сказал Господь —
души, для которой, от падения, грехолюбие соделалось как
бы природным, как бы жизнию — в живот вечный сохранит
ю
[10]. Для любящего душу свою, для того, кто
не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он
читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него
под непроницаемою завесою. Когда Господь был на земле
пресвятою плотию, — многие видели Его и, вместе, не
видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными
очами, общими у него с животными, а ничего не видит
очами души — умом и сердцем? И ныне многие ежедневно
читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе
не знают его.
Евангелие, сказал некоторый преподобный
пустынножитель, умом чистым читается; понимается по мере
исполнения заповеданий его самым делом. Но точного и
совершенного раскрытия Евангелия не возможно стяжать в
себе собственными усилиями: это — дар Христов
[11].
Дух Святой, вселившись в истинного и верного
служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем
и истинным исполнителем Евангелия.
Евангелие есть изображение свойств нового человека,
который — Господь с небесе
[12]. Этот новый человек — Бог по естеству. Святое
племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему
преобразившихся, Он соделывает богами по благодати.
Вы, которые валяетесь в смрадном и грязном болоте
грехов, находите в нем наслаждение! Подымите главы ваши,
взгляните на чистое небо: там ваше место! Бог дает вам
достоинство богов; вы, отвергая это достоинство,
избираете для себя другое: достоинство животных, — и
самых нечистых. Опомнитесь! Оставьте болото зловонное;
вычиститесь исповеданием грехов; умойтесь слезами
раскаяния; украсьтесь слезами умиления; подымитесь от
земли; взойдите на небо: вас возведет туда Евангелие.
Дондеже свет имате, — Евангелие, в котором сокровен
Христос — веруйте во свет, да сынове Света —
Христа будете
[13].
[1] Иоанн. XII, 48.
[2] Пс. CXVIII, 18.
[3] Лук. V, 24.
[4] Иоанн. IX, 39, 41.
[5] Матф. IX, 13.
[6] Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des
deserts d’Orient par le R. P. Michel-Andre-Manin. Знал
Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский.
[7] 2 Петр. I, 21.
[8] 2 Петр. III, 16. 2 Кор. II, 15, 16.
[9] Исаии LXVI, 2.
[10] Иоанн. XII, 25.
[11] Преподобного Марка Подвижника о законе духовном
гл. XXXII. Доброт, ч. 1.
[12] 1 Кор. XV, 48.
[13] Иоанн. XII, 36.