Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое,
различающее добро от зла.
Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.
Труднее обольстить совесть, нежели ум.
И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго
борется совесть.
Совесть — естественный закон
[1].
Совесть руководствовала человека до Закона письменного.
Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ
мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою
неправильность совести. Письменный Закон соделался
необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к
Богоугодной деятельности.
Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет
совесть от лукавства, которым заразил ее грех
[2]. Возвращенное нам, правильное действие совести,
поддерживается, возвышается последованием учению Христову.
Здравое состояние и правильное действие совести возможно
только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая
неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от
правильного действия.
Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть —
произвольные согрешения.
Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное
впечатление на совести.
Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет
ее.
Умертвить совесть — невозможно. Она будет сопровождать
человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника
своего.
По изъяснению святых Отцов, соперник человека,
упоминаемый в Евангелии, — совесть
[3].
Точно: она соперник! потому что сопротивляется всякому
противозаконному начинанию нашему.
Сохраняй мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время
земной жизни, чтоб он не сделался твоим наветником в то время,
как будет решаться вечная твоя участь.
Говорит Писание: Избавит от злых душу свидетель верен
[4]. Свидетель верный — непорочная совесть: она избавит
душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти
и от вечных мук по смерти.
Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается
Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением
евангельских заповедей.
Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно
показывает человеку, его согрешения — и самые малейшие.
Не делай насилия сопернику — совести! Иначе лишишься духовной
свободы: грех пленит тебя, и свяжет. Сетует Пророк от лица Божия
о попирающих совесть, наветующих самим себе: Соодоле Ефрем
соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных
[5].
Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить.
Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а
нарушение какого либо требования, по немощи или увлечению,
омывает слезами покаяния.
Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть
нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание
совести.
От безделицы, от ничтожных, невидимому, согрешений переходим
постепенно к великим грехопадениям.
Что значит это? — велик ли это грех? — что это за грех? — это
не грех! — так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он
решается вкусить запрещенной Законом Божиим греховной снеди.
Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно
попирает совесть.
Острие ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются
мрак и хлад небрежения и нечувствия.
Нечувствие соделывается наконец обыкновенным состоянием души.
Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его
состоянием угодным Богу, спокойствием совести, а оно — утрата
ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной,
духовной жизни, усыпление и слепота совести
[6].
При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии,
различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней
логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в
навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные,
нежели природа. Греховный навыки называются страстями. Человек
не замечает того, — а он неприметным образом окован отвсюду
грехом, в плену у него, в рабстве.
Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил
себе впасть в рабство греха: тот только с величайшим трудом, при
содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи
этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы в природные
свойства.
Возлюбленнейший брат! со всевозможным вниманием и тщанием
храни совесть.
Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления
Божии, как видимые всем, так и никому невидимые, видимые и
ведомые только одному Богу и твоей совести.
Храни совесть по отношение к ближнему: не довольствуйся одною
благовидностью твоего поведения к ближним! ищи от себя, чтоб
самая совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет
тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое
будут поставлены в отношение к ближнему, заповеданное
Евангелием.
Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши,
небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься —
творения Божии, дары Божии человеку.
Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты — образ и
подобие Бога, что ты обязан представить этот образ, в чистоте и
святости, Самому Богу.
Горе, горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в
нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный приговор:
Не вем вас
[7]. Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень
геенны.
Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев
Господь, признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту
красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей
при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую
повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого
греха, хранением всех евангельских заповедей.
Неумолкающий, нелицеприятный блюститель и напоминатель такого
удаления и хранения — совесть. Аминь.
[1] Преподобный авва Дорофей, Поучение 3, о совести.
[2] Евр. X, 22.
[3] Матф. V, 25. Преподобный авва Дорофей, Поучение 3, о
совести.
[4] Притч. XIV 25.
[5] Осии V, 11.
[6] Лествица, Слово 18.
[7] Матф. XXV, 12.