Слово Божие есть завещание: принявшим Слово Божие оно доставляет
спасение и блаженство
[1].
Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной
веры
[2].
Возделывай эти добродетели, сохраняя внимательность к себе и
молчание, чтобы достичь любви, которая - верх и совокупность
христианского совершенства.
Чистота сердца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности
блудных; непорочность совести - произвольными грехами; вера ослабляется
упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием.
Кто захочет рассуждать об истине без просвещения свыше, тот только
вдастся в пустые беседы и прения, уклонится от пути, ведущего в любовь
[3].
От безвременного, превышающего знание, тщеславного рассуждения об
истине родились ереси, заблуждения и богохульство.
Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и
хранится делами веры и непорочностью совести.
Не руководствующиеся верой в своих поступках и нарушающие
непорочность совести произвольным уклонением в грехи, не возмогут
сохранить своего знания догматов в должной чистоте и правильности: это
знание, как знание о Боге, требует необходимой чистоты ума, которая
свойственна одним только благонравным и целомудренным
[4].
Один Бог и Один Посредник между Богом и человеками - Богочеловек,
Иисус Христос
[5]. Никто не может приступить и приблизиться к Богу без этого
Посредника. Отвергающий Посредника, отвергает и Бога. Отметаяйся
Сына, ни Отца имать. Иже не верует в Сына, не узрит живота, но
гнев Божий пребывает на нем
[6].
Духовный разум состоит в познании Истины верой. Сперва приобретается
познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум
откровением ему Истины, которая - Христос.
Достигшие мужеского возраста о Христе, получают непрестанную молитву,
которую совершают в тайне душевной клети на всяком месте н во всякое
время. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и
зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и
исполнением воли Божией. Этим водворяется в сердце живая вера,
евангельская простота, мир Божий, чуждый всякого возмущения.
Таковой разумный младенец непрестанно видит свою немощь, непрестанно
верует, непрестанно алчет и жаждет божественной правды, и потому -
непрестанно молится
[7].
Добродетели, особенно нужные безмолвнику, суть: кроткая покорность
Богу, расположение к молчанию, удаление от бесед, даже полезных, но
отдаляющих от беседы с Богом и нарушающих безмолвие сердечное. Особенно
в начале своего подвига безмолвник способен к увлечению впечатлениями
внешними. Тщательное пребывание в келье, удаление от свиданий с
знакомыми и от всех видов развлечения противодействуют этой немощи
[8].
Новопостриженному иноку не должно поручать должностей, значащих в
монастыре, потому что он удобно может возгордиться и подвергнуться
другим козням диавола
[9].
Таинственное знание и ощущение веры соблюдается чистотой совести.
Церковь Бога живого есть столп и утверждение истины. Потому Бог
именуется здесь живым, что действует. Действует Он во всех верующих
таинствами, а в избранных, сверх таинств, многоразличными явными
благодатными дарованиями. Этим доказывается твердость и непоколебимость
в истине Восточной Церкви. Напротив того, Церкви инославные, хотя и
украшают себя именем Церквей Христовых, хотя признают Бога, но не
действующего, как бы мертвого (для мертвых и живой - мертв!), чем
обнаруживают, что они поколебались, не устояли в истине.
Великое таинство благочестия
[10]! Бог явился во плоти; доказал, что Он Бог Духом, то есть,
учением Своим, которое - Дух и живот; делами своими, совершенными о
персте Божии; дарованием Духа Святого человекам. Облекшись плотию, Он
соделался видимым не только для человеков, но и для Ангелов, для которых
по Божеству Он - невидим
[11]. Язычники, погибавшие от неведения Бога, услышали проповедь
спасения. Приемлет учение о Боге не мудрость земная, не возвышенный
разум, не обширная ученость, не богатое, высокое и славное мира, но
смиренный залог сердца, верой. Уверовавшие в Бога вступают в усвоение
Ему и, вознесшись благодатью превыше всего временного, получают
таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо и возносит туда с
Собою истинно-верующих в Него.
Не утвердившие и не возрастившие веру от слуха делами веры, удобно
обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины
[12].
Телесные подвиги вмале полезны
[13], то есть, они могут только укротить страсти, а не искоренить
их. Благочестие же, которое состоит в невидимом упражнении ума и сердца
при православной вере, на все полезно, при нем
только может человек ощутить жизнь вечную, вкушаемую святыми здесь
отчасти, как в обручении, вполне раскрывающуюся по разлучении души с
телом. Жизнь вечная заключается в многообразном действии благодати в
душе, которое ощущается по мере очищения от страстей. Слово это, как
сказанное от духовного опыта, верно; оно достойно быть принятым
[14] как начало, от которого христианин может востечь к неизреченным
благам, полагая восхождения в сердце своем.
Вера и внимание приводит к познанию креста Христова, от чего
великодушное терпение скорбей, рождаемое и питаемое упованием на Бога
живого, то есть действующего благодатным утешением в сердце терпящего о
Христе
[15].
Когда благодатное утешение ду что воюет дьявол, который не знает определенного времени к нападению, не ожидает условного знака к сражению, но всегда стоит и старается найти деву безоружною, чтобы нанести ей смертельную рану; и дева никогда не может отдохнуть от этой брани, но всегда носит в самой себе тревогу и воителя. И осужденные не так бедствуют, хотя и видят начальника только по временам; а дева, куда ни пойдет, везде имеет при себе судию и носит с собою врага. Этот враг не дает ей покоя ни вечером, ни ночью, ни утром, ни в полдень, но воюет непрестанно, представляя ей наслаждение, указывая на брак, чтобы исторгнуть из ней добродетель и породить в ней порок, чтобы изгнать из нее целомудрие и всеять в нее блуд: каждый час разгорается, приятно поджигаемая, печь сладострастия. Подумай, как труден этот подвиг: а они (глупые девы) после всего этого услышали: отойдите от меня, не вем вас. Смотри, какое великое дело девство: когда оно имеет у себя сестру - милостыню, тогда никакие бедствия не одолевают его, но оно становится выше всего. Они потому не вошли (в брачный чертог), что при девстве не имели милостыни. Стыдно сказать: поборовши сладострастие, ты не презрела денег, но будучи девою, отрешившеюся от жизни, и распявши себя, любишь деньги! Если бы ты возжелала мужа, и тогда была бы вина не столь велика, потому что ты возжелала бы предмета одинакового (с тобою) по существу; но теперь вина гораздо больше, потому что ты возжелала чуждого (тебе) предмета. Вот, замужние злобно выказывают бесчеловечие, ссылаясь на детей; если скажешь им: дай мне милостыню, - у меня дети, говорят они, не могу. Бог дал тебе детей, ты получила плод чрева, для того, чтобы тебе быть человеколюбивою, а не бесчеловечною; повода к человеколюбию не обращай в предлог к бесчеловечию. Хочешь оставить доброе наследство твоим детям? Оставь милостыню, чтобы все стали хвалить тебя, и память твоя осталась славною. Но ты, не имеющая детей и распявшаяся для жизни, ты для чего собираешь деньги?
4. Но у нас живо (в уме) слово и о пути покаяния, и о милостыне. Сказали мы, что милостыня есть великое приобретение; затем перешли к морю девства. Итак, великий (путь) покаяния ты имеешь в милостыне, которая может освободить (тебя) из уз греховных; но есть для тебя и другой путь покаяния, также весьма удобный, чрез который может освободиться от грехов. Молись каждый час, не изнемогай в молитве, и неленостно умоляй человеколюбие Божие, а Бог не отвратится от постоянно молящегося, но простит тебе грехи твои и исполнит прошения твои. Если ты, молясь, будешь услышан, продолжай молиться, чтобы принести (Богу) благодарение; если же не будешь услышан, пребывай в молитве, чтобы быть тебе услышанным. И не говори: "много я молился, и не услышан", потому что и это часто бывает для твоей же пользы. Бог знает, что ты ленив и беспечен, и что, если получишь нужное, то отойдешь и больше не станешь молиться; и вот, самою нуждою заставляет тебя чаще беседовать с Богом и упражняться в молитве. Если ты, в такой нужде и имея надобность, ленишься и не продолжаешь молитвы, что было бы, если б ты ни в чем не нуждался? Стало быть, и это Он делает для твоей пользы, желая, чтобы ты не оставлял молитвы. Итак, пребывай в молитве, возлюбленный, и не ленись, потому что молитва может совершить многое; и не приступай к молитве, как к маловажному делу. А что молитва доставляет прощение грехов, это можешь узнать из божественного Евангелия. Что же оно говорит? Подобно царствие небесное человеку, который запер двери свои и лег спать с детьми своими. Между тем вечером пришел некто взять у него хлебов и стучит, говоря: отвори мне, мне нужны хлебы. А он ему: не могу дать тебе теперь, потому что легли спать и мы, и дети наши. Тот продолжал стучать в дверь, а этот опять говорит к нему: не могу тебе дать, потому что легли спать и мы, и дети. Но тот и после этого продолжал стучать, и не отходил, пока домохозяин не сказал: встаньте дайте ему, и пусть от отойдет (Лук. XI, 5 и сл.) Итак, (Писание) учит тебя молиться и никогда не унывать, но и тогда, как не получишь (просимого), пребывать (в молитве), пока не получишь. Много и других путей покаяния найдешь в Писании. Покаяние, и прежде пришествия Христова, проповедовалось Иеремиею, который говорит: еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится (Иер. VIII, 4)? И опять: после этого, после того как она прелюбодействовала, сказал ей: обратись ко Мне (III, 7). Много и других [4] различных путей покаяния (Бог) дал нам для того, чтобы отнять у нас всякий предлог к нерадению. Если б у нас был только один путь, мыи ты всякому делу
благому не по естеству ветхого Адама, но сообразно свойствам Нового?
[25]. Иначе: приял ли ты на себя иго смирения и кротости, вкусил ли
ты, что это иго благо и бремя легко? Иначе: изучил ли заповеди
Евангельские? Ум твой и сердце сделались ли их скрижалями, а поведение
твое их выражением и последствием? Не ищешь ли ты правды вне креста?
Если ищешь, то ты не способен, не готов к безмолвию, в которое вступать,
не осудив себя и пребывая в осуждении ближних, бедственно.
Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по
плоти, хотя бы они стремись от мира, и потому заслуживали имя вдовиц, не
должно допускать до безмолвия
[26]. Они, по недостатку духовного разума, не могут быть постоянны в
мысли, что для спасения единственно необходим один Христос; они не
стерпят своей мертвости, захотят оживить свое “я” в добрых делах,
принадлежащих душевному человеку, чем свергнут с себя иго Христово и
вступят в естество ветхого Адама. Лучше им упражняться в деятельных
добродетелях; лучше им, уклоняясь от всего нижеестественного, пребывать
в естестве своем, чем стремиться преждевременно и неправильно к
сверхъестественному.
Не воспрещается и им стремление к обновлению себя в Господе; но
завещается стремление правильное: пусть они стараются исправить свои
нравы по нраву Христову, изображенному в Евангелии. При исцелении нравов
постепенно исцеляется и ум. Он, получив исцеление, то есть, сделавшись
чистым, ясно усматривает Истину, признает ее и исповедует. После этого,
если истине угодно, единственно по ее благоволению и избранию, ученик
возводится на гору и соделывается зрителем преображения. Если же не так:
то оставайся под горой, займись изгнанием беса из отрока. Бес изгоняется
верой, молитвой и постом. Под именем поста должно разуметь не одно
воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных
начинаний. Вникавший в свое состояние и в состояние всего рода
человеческого, зараженного грехом, подчинившегося духам тьмы, может
понять таинственный ответ, данный Спасителю отцом беснующегося о
времени, с которого го ученика, но взглядом сказал ему: вот, Петр, сбылось то, о чем Я говорил. Тогда и Петр пришел в чувство и начал плакать, но заплакал не просто, а горько, и из слез очей сделал второе крещение. Но заплакав так горько, он загладил свой грех, и после этого ему вверены ключи небесные. Если же плач Петра загладил столь великий грех, то как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Отречься от своего Господа - было преступление не малое, но великое и весьма важное, - и однакож слезы загладили грех. Плачь же и ты о грехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как (плакал) Петр; изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение. Человеколюбив Господь; Он Сам сказал: не хощу смерти грешника, но еже обратитися, покаяться, и живу быти ему (Иезек. XXXIII, 11). От тебя хочет небольшого труда, а Сам дает великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи слезы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов. Ты представь хоть малый предлог, чтобы иметь благовидное оправдание, потому что (в деле спасения) одно зависит от Него, а другое от нас. Если мы представим, что зависит от нас, то и Он дарует, что зависит от Него. Но вот Он уже даровал, что зависело от Него, - утвердил солнце, луну и разнообразный ход звезд, разлил воздух, распростер землю, оградил море, дал горы, долины, холмы, источники, озера, реки, бесчисленные роды растений, сады и все прочее. Принеси же и ты немногое, чтобы таким образом Он даровал тебе и высшие блага. Итак, не будем беззаботны о самих себе, и не отступимся от своего спасения, имея такую бездну человеколюбия Господа всех, Который даже кается о наших грехах. Предлагается царство небесное и рай, и блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. II, 9), - и мы не будем всячески стараться привнести что-нибудь с своей стороны, чтобы не лишиться этих благ? Разве не знаешь, что говорит Павел, который много потрудился и одержал бесчисленные победы над дьяволом, - который в теле прошел вселенную, обтек землю, и море, и воздух, и, как бы на крыльях, облетел вселенную, - который был забросан камнями, побит, потерпел побои, все перенес ради имени Божия, призван был свыше небесным голосом? Смотри, что говорит он, какое произнес слово: мы получили, говорит, благодать от Бога, но и я потрудился и сделал свое; и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся и сделал свое (1 Кор. XV, 10). Знаем, говорит, знаем великость благодати, которую мы получили; но не праздным она нашла и меня: известны дела мои. Так и мы приучим руки к милостыне, чтобы привнести с своей стороны нечто малое; станем плакать о грехе, стенать о беззаконии, чтобы видно было, что и мы привносим хоть что-нибудь малое, между тем как то, что имеет быть даровано нам, велико и превышает наши силы. Это рай и царство небесное, которого да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] Т. е. проповеданием.
[2] Т. е. непамятование о предмете прежней беседы.
[3] Самая мелкая монета.
[4] Т. е. кроме милостыни и молитвы.
К предыдущей странице   Оглавление   К следующей странице