|
Так как некоторые измышляют, что драконы и принимают человеческий
образ, и становятся змеями, иногда маленькими, иногда огромными, отличающимися
длиной и размерами тела, а иногда, как уже было сказано, превратившись в людей,
вступают с ними в общение, являются, похищают женщин и сожительствуют с ними, то
мы спросим [рассказывающих все это]: сколько разумных природ сотворил Бог? И
если они не знают, то скажем сами: две, — я имею в виду ангелов и людей. Ведь и
диавол был одним из ангельских сил и ходит во тьме, после того как добровольно
отпал от света. Итак, эти две разумные природы [Он] сотворил: но «если дракон
изменяет вид, общается с людьми и сожительствует с женщинами, становясь то
змеей, то человеком, как бы одним из многих, то из этого со всей ясностью
следует, что он является [существом] разумным и значительно превосходящим
человека; а как раз этого и не было [никогда], и не будет. Пусть скажут еще: кто
собственно повествует о нем? Ибо мы доверяем учению Моисея, а точнее Святого
Духа, вещавшего через [пророка]. [Учение] же это гласит: «И привел Бог всех
животных к Адаму, чтобы видеть, как он назовет их; и как назвал [человек], так и
было имя их» (ср. Быт. 2:19). Стало быть, и дракон был одним из животных. Ведь я
не говорю тебе, что нет драконов: драконы существуют, но они суть змеи,
рождаемые от других драконов. Будучи только-только рожденными и молодыми, они
малы, когда же подрастут и войдут в меру возраста, то делаются большими и
толстыми, так что превосходят протяжением и размерами остальных змей. Как
говорят, они вырастают свыше тридцати локтей , толщиной
же становятся, как большое бревно. Дион Римлянин , написавший
Историю Римской империи и республики, в которой он рассказал о достославной
Карфагенской войне, сообщает следующее: однажды, когда римский консул Регул
воевал против Карфагена, внезапно приползший дракон расположился за валом
римского войска; римляне по приказу Регула, убили его и, содрав кожу, послали ее
в римский сенат. Когда же шкура, как говорит Дион, была измерена по приказу
сената, то, великое чудо, она оказалась ста двадцать футов в длину;
подобающей длине была и толщина. Есть и другой род драконов, у которых широкая
голова, золотистые глаза и роговые выступы на затылке; еще у одних борода
[растет] от горла — данный род драконов называют «агафодемонами» и говорят,
что у них нет лиц. И этот дракон является разновидности животных, подобно прочим
зверям. Ведь он имеет бороду, как козел, равно и рог над затылком. Глаза у него
большие и золотистые. Бывают они и большие, и маленькие. Все роды змей ядовиты,
кроме дракона, который один не выпускает яд.
Рассказывают и такую басню, будто дракон изгоняется громом: он-де
поднимается и умерщвляется. Услышав это, я рассмеялся. Как можно представлять
[дракона] то человекообразным и разумным, то змеей, то противящимся Богу, то
преследуемым Им? Подлинно, невежество — вещь ненадежная. И потому всего более мы
сами себе вредим, когда пренебрегаем чтением Священных Книг и исследованием их
согласно слову Господа. Но воин говорит: «Я воин и не нуждаюсь в чтении», —
земледелец отговаривается земледелием; сходно поступают и прочие, так что все мы
оказываемся неисполняющими [заповедь Господа].
Гром не преследует дракона; гром происходит из облака, когда
облако, проливаясь, по причине влажности, дождем и будучи гонимо дуновением или
ветром, сгущается. И когда дуновение проникает внутрь его и разрушает, тогда
происходит грохотание; этот шум наверху называется громом, а то, что под
действием силы ветра ниспадает на землю, называется молнией. Если она попадает в
дом или дерево, то разбивает или раскалывает их, если же в человека или
какое-либо другое живое существо, то причиняет им смерть; поэтому мы видим, что
таким ударом часто бывают умерщвляемы люди и другие животные, а не драконы. Что
же до молний, то некоторые из них бывают похожи по форме на линии, другие
извилисты, а третьи огневидны. Говорят также, что молния и гром случаются
вместе; сразу за разрывом облака следует молния и гром, при этом молния, до того
невидимая, появляется тотчас, а гром запаздывает, пока не спустится с высоты.
Поэтому удар грома слышен позднее молнии.
Приведу тебе еще такой пример. Рассмотри внимательно, когда
кто-либо стоящий вдалеке на возвышенном месте подает сигнал, то ты прежде видишь
его руку, стучащую по дереву, и лишь через некоторое время доносится до твоих
ушей звук удара. Поразмысли, что то же самое происходит и в облаке. Когда оно,
наполненное внутри ветром, разрушается силой влаги, то производит звук. Если же
так случится, что оно столкнется с другим облаком, то звук получается [особо]
сильный.
Хочу, чтобы вы не оказались несведущими и относительно следующего.
Некоторые из наиболее невежественных утверждают, что есть женщины привидения,
которые еще называются гелудами. Рассказывают, что они по ночам появляются в
воздухе и, если посещают дом, то им невозможно воспрепятствовать ни дверями, ни
запорами, но они входят через запертые со всяким тщанием двери и душат
младенцев. Другие говорят, что они поедают печень и весь [внутренний] состав
[детей], полагая пределы их жизни. При этом одни утверждают, что видели, другие
— что слышали, как [привидения] входят в дома при запертых дверях, будь то с
телом или только душой.
Я скажу им, что Один Господь и Бог наш Иисус Христос сотворил это,
когда вошел после Своего воскресения из мертвых к святым Своим апостолам при
запертых дверях. А если женщины колдуньи это делали и делают, то ровным счетом
ничего достойного удивления не сотворил Господь, войдя, когда двери были
заперты. Если же они будут говорить, что входит обнаженная [от плоти] душа,
тогда как тело лежит на ложе, то вот, услышь от меня сказанное Господом нашим
Иисусом Христом: Имею власть отдать душу Мою и власть имею опять принять ее
(Ин. 10:18). Что и сотворил Он единожды во время Своих Святых Страстей. А
поэтому, если волхвующая и гнусная женщина исполняет это, когда ей хочется, то
получается, что Господь не сотворил вовсе ничего [чудесного]. И еще: если
колдунья съедает печень младенца, как может он жить дальше? [Отсюда несомненно],
что весь этот вздор измышляют некие еретики, враждующие против Святой
Католической Церкви, чтобы отвратить простецов от правого разумения.
Перевод свящ. Максима Козлова
Локоть — мера длинны, равная 45-47 см.
Дион
Кассий (ок. 155-ок. 236) — римский историк. Написал на греч. языке "Римскую
историю" в 80 книгах, где описал события от ранней истории Рима до III в.
н.э.
Фут
— мера длинны, равная 308,3 мм
Αγαθοδαίμων — добрый гений
|
|