ЙОГА (санскр., букв.
“средство”, “способ”, “единение”,
“действие”, “укрепление” и др.) — комплекс
приемов и упражнений для очищения тела и
сознания и для достижения состояния духовного
созерцания. Йогич. практика применяется во всех
инд. религ.-филос. школах, кроме мимансы и чарвака.
Она имеет очень древние корни: упоминается уже в
Ведах и Упанишадах. Особенно большое значение
йога приобрела в одноименной филос. системе,
основывавшейся на “Йога-сутрах” Патанджали (ок.
2 в. до н. э.). Представители названной системы
сыграли большую роль в совершенствовании
методов йоги. В буддизме йога считалась важной
ступенькой на пути к просветлению. Будда учился
приемам йоги у аскета-шрамана Арады Каламы близ
г. Вайшали, медитации — у шрамана Удраки
Рамапутры в окрестностях Раджагрихи, и хотя эти
занятия приблизили его к просветлению, они были
признаны им недостаточными для достижения
освобождения. Буддисты считали, что с помощью
йоги можно развить в себе способность помнить о
своих прежних рождениях. Н. А. Канаева
ЙОГАЧАРА (практика йоги), виджнянавада
(доктрина сознания). Дхармалакшана — школа
махаяны, стоящая на позициях крайнего идеализма.
Возникла в Индии примерно во 2 в., ее расцвет в 4-5
вв. связан с именами братьев Асанги и Васубандху.
Свое название школа получила по названию
трактата “Йогачара-бхуми-шастра” (“Наука о
ступенях йогической практики”). Последователями
этой школы были Ашвагхоша, а также Дигнага и
Дхармакирти в нач. их деятельности. Краеугольным
камнем учения йогачаров являлось отрицание
реальности внешнего мира (реальность есть не
более чем образы, получаемые монахом во время
медитации) и сведение всех элементов-дхарм к
модусам единого индивидуального
сознания-сокровищницы (см. Алая-виджняна),
являющегося ступенью в эволюции абсолютной
реальности, таковости (татхата), в к-рой оно
пробуждается. Поэтому последователи этой школы
придавали большое значение интроспекции и
йогической практике, к-рая должна была помочь
заменить ложные воззрения неискушенных людей
интуицией абсолютной реальности. Йогачары
считали дхармы изначально покоящимися, что
давало им основания рассматривать нирвану как
реальность, а сансару, в к-рой дхармы движутся,
считать нереальной. Модифицировали они и
хинаянистическую концепцию трех тел Будды (см.
Трикая). Примерно в 9 в. школа йогачары
разделилась на две подшколы: агаманусарино —
виджнянавада — последователей Асанги и
ньяянусарино-виджнянавада — последователей
Дигнаги. В первой занимались интерпретацией
абхидхармы, во второй перенесли акценты с
абхидхармы на теорию познания и разрабатывали
гносеологич. и логнч. проблемы. В 7 в. учение
Йогачаров проникает в Китай благодаря
Сюаньцзану и образует концептуальный базис
школы Фасян-цзун, основанной его учеником. В
Японии эта школа появляется под названием
Хоссо-сю. Н. А. Канаева