Семинарская и святоотеческая
православные библиотеки.
Главная
Ветхий Завет
Новый Завет
Катехизис
Литургика
История Поместных Церквей
История Русской Православной Церкви
История Христианской Церкви
Риторика
Основное Богословие
Нравственное Богословие
Догматическое Богословие
Сравнительное Богословие
Гомилетика
Сектоведение
Социальная концепция Русской Православной Церкви
Практическое руководство для священников
Дополнительные материалы
Библиотека общего развития
Обратная связь
РАГА (пали) — алчность, жадность, разного рода неконтролируемые вожделения; вместе с ошибками (доша) и невежеством (моха) образует "три основных недостатка характера". Н. А. Канаева РАДЖАГРИХА (санскр.), Раджагаха (пали) — столица инд. гос-ва Магадха, где ок. 545/544-493 до н. э. правил царь Бимбисара. Рядом с городом находятся знаменитый монастырь Наланда и пещера Саптапарна — место первого собора буддистов. Р. (ныне Раджагир в р-не Патна штата Бихар) была местом мн. событий в жизни Будды. Н. А. Канаева РАТНА (санскр.), Ратана (пали) — жемчужина, драгоценность. Для буддистов "три жемчужины" (триратна, ти-ратана) — это Будда, дхарма и сангха. Н. А. Канаева РАТНАСАМБХАВА (санскр.- дословно "тот, из кого возникают драгоценности") — в ваджраяне один из 5 дхьяни-будд (см. Панча-татхагата). С ним ассоциируются: страна света — юг, цвет — желтый, животное — лошадь, элемент — земля, чувство — зрение. Его праджня — Мамаки, эманирующий из него бодхисаттва — Ратнапани. Р. обычно изображается сидящим на троне из желтого лотоса, в желтой одежде, его правая рука повернута к зрителям (варадамудра), что символизирует щедрость. Согласно нек-рым легендам, именно он произвел "три сокровища" (триратна) — Будду, дхарму, сангху. Н. Л. Жуковская РАХУЛА (букв.- окова) — имя сына Будды, родившегося незадолго до того, как Будда оставил дом для поисков просветления. В 15 лет Р. вступил в общину и стал одним из 12 "старейшин" буддизма. В "Тхе-рагатхе" говорится о достижении им архатства (см. Архат). Н. А. Канаева РЕРИХ Юрий Николаевич (1902-1960) — выдающийся рус. и сов. востоковед, член Королевского Азиатского об-ва в Лондоне, Азиатского об-ва Бенгалии, Парижского Географического об-ва. Археологического и Этнографического об-в Америки и др. В 1957-60 заведовал Сектором истории религии и философии Индии в Ин-те востоковедения АН СССР. С его именем связано развитие ряда областей совр. ориенталистики. Он — признанный авторитет в исследованиях по буддизму и соприкасающимся с ним направлениям в индологии, монголоведении, тибетологии. Пробыв с нач. 1917 по 1957 за пределами России, Р. по возвращении в СССР сыграл существ, роль в восстановлении и дальнейшем развитии отечеств. школы "классической индологии", в т. ч. и буддологии; создал коллектив ученых-индологов и тибетологов в Ин-те востоковедения, способствовал формированию тибетологич. школы в Бурятии, возобновил издание Библиотеки Буддика, став ее редактором. Работал в составе центральноазиатских экспедиций своего отца — художника Н. К. Рериха. В 1925 выходит в свет его первая монография — "Тибетская живопись". Капитальным трудом является перевод трактата "Дебтер Онбо" ("Голубые Анналы", 1946) тиб. ср.-век. автора Гойлоцзавы, без использования к-рого немыслима работа по истории Тибета, школ и направлений тиб. буддизма. В Библиотеке Буддика под его редакцией выходит перевод Дхаммапады, классич. будд. источника. Работы Р. имеют перспективный характер, открывают большие возможности для дальнейших исследований. Е. Д. Огнева РЁАНДЗИ — дзэнский храм в Киото, относится к ветви Мёсиндзи. Построен по указанию Хосокава Кацумото в 1450. Первым настоятелем храма стал приглашенный туда из Мёсиндзи Гитэн Гэнеё (1396-1465). В последующие эпохи Р. был крупным центром культуры. Всемирной известностью пользуется "сад камней", выполненный в традиции "сухого пейзажа" (карэсансуй) мастером Соами (ум. 1525) и состоящий только из 15 камней, искусно расположенных среди белого песка. А. М. Кабанов РЁБУ-СИНТО (яп.- двусторонний синто) — религ. течение в ср.-век. Японии, объединяющее элементы местных яп. верований (синто) и эзотерич. буддизма школы Сингон-сю. Согл. догматике Р.-с., синтоистские божества (яп.- ками) являются манифестациями ("превращенными телами") будды Махавайрочаны (см. Вайрочана), главного будды Сингон-сю. А. Н. Игнатович РЁНИН (1071-1132) — яп. будд. монах, основатель школы Юдзу нэмбуцу-сю. Монашеский диплом получил в монастыре школы Тэндай-сю. В 1117 стал приверженцем веры в спасительную силу будды Амиды. Предложил ориг. трактовки важнейших понятий амидаизма, к-рые пытался сблизить с филос. традицией, характерной для буддизма махаяны. Разработанный Р. догматич. комплекс Юдзу нэмбуцу-сю является ориг. яп. разновидностью амидаизма. А. Н. Игнатович РИНДЗАЙ-СЮ — одно из осн. направлений яп. дзэн-буддизма. Родоначальником Р. (кит. — Линьцзи-цзун) в Японии был Эйсай. Большую роль в распространении идей Р. сыграл Энни Бэнъэн (1202-1280), пользовавшийся симпатиями при императ. дворе. Прибывшие в Японию кит. монахи Ланьцзи Даолун, Усюэ Цзуюань, Ишань Инин, Цинчжо Чжэнчэн были тепло приняты яп. правительством и имели многочисл. учеников. Все они стали основоположниками соответствующих традиций в яп. дзэн. Большинство храмов Р. входили в созданную по кит. образцу систему "пяти гор" или "пяти монастырей" (годзан), находившуюся под строгим правительств. контролем. Наивысшую категорию монастырей составляли одиннадцать храмов Киото и Камакура, из к-рых верховными (с 1386) являлся Нандзэндзи. Все прочие храмы и монастыри Р. (за исключением традиций Дайтокудзи и Мёсиндзи) также имели соответств. ранги. Составляя небольшую часть населения страны, монахи годзан играли в 13-15 вв. важную роль хранителей культурных традиций, благодаря их усилиям бурно расцвела пяти гор литератора (годзан бунгаку) на кит. языке. Помимо будд. философии, монахи годзан первыми познакомили японцев с трудами неоконфуц. философов, подготовив т. обр. почву для идеологии, к-рая в 17 в. фактически стала официальной. Ориентация направления Р. прежде всего на офиц. круги была гл. причиной процветания монастырей годзан. Но когда во второй половине 15 в. позиции сегуната Асикага пошатнулись и начались изнурит. междоусобицы, это пагубно сказалось и на монастырях Р. Мн. храмы сгорели дотла, и популярность Р. начала падать. Правда, храмы Дайтокудзи и Мёсиндзи, не подчинявшиеся правит. контролю, а существовавшие благодаря поддержке провинц. феодалов и состоят. горожан, резко упрочили свои позиции. В эпоху Токугава в монастырях Р. шел бурный процесс "японизации" дзэн, мн. наставники начали читать проповеди на разговорном яп. языке (Такуан, Банкэй, Хакуин), писать филос. трактаты тоже по-японски. В наст. вр. направление Р. подразделяется на 1,5 школ и насчитывает в своих рядах ок. 3 млн приверженцев. Самым крупным центром Р. ныне является Мёсиндзи. А. М. Кабанов РИС-ДЭВИДС Т. В. (1843 -1992) — англ. ученый-ориенталист, буддолог, уделял особое внимание изучению хинаяны, будд. палийской литературы с его именем связаны, фундаментальные исследования палийского канона (см. Типитака). Основал науч. об-во Пали Текст Сосайти (1831), издавал палийские канонич. тексты, необходимые для изучения южн. ветви буддизма. Е. Д. Огнева РИССЁ КОСЭЙ КАЙ (Об-во по утверждению истинного закона и совершенствованию сообщества верующих) — необудд. движение в Японии, возникшее в 1938 в результате выхода группы верующих из Рэй к) кай. Сохраняя в культе ряд элементов, общих с Рэй ю кай, делает упор на проповеди Лотосовой сутры как осн. будд. текста и на практике групповых собеседований — (ходза), цель к-рых помочь верующим осознать свои недостатки, раскаяться и тем самым найти путь к моральному усовершенствованию. Получило развитие после 2-й мир. войны. Социальная база — мелкая и средняя буржуазия города, часть служащих. Движение ведет активную работу среди молодежи; имеет изд-во. ряд учебных заведений и культурных сооружений. Играет заметную роль в буддологич. исследованиях (публикации и комментарии будд. текстов, издание популярной лит-ры по буддизму). Активно участвует в благотворит. кампаниях, в оказании помощи развивающимся странам по линии учреждений ООН. Последовательно выступает за диалог с др. религ. течениями. Играет ведущую роль в Ассоциации новых религий Японии — орг-ции, объединяющей значит. часть новых обществ. — религ. движений. Принимает активное участие в антивоенном движении. Р. к. к. выступило в числе инициаторов проводящихся с 1970 междунар. конгрессов религ. деятелей "Религия и мир". В политике ориентируется на правящую либерально-демократич. партию и отчасти на Партию демократич. социализма. Насчитывает 1-1,5 млн членов. Имеет филиалы за рубежом. Президент — Нивано Никкё. Г. Е. Светлов РИССЮ — яп. будд. школа, основанная кит. монахом Цзяньчжэнем, прибывшим в Японию в 754. Прообразом Р. являлась кит. школа Наньшань-цзун. Догматика Р. базируется гл. обр. на т. н. Виная-питаке, разделе будд. канона, в к-ром зафиксированы правила жизни, поведения и религ. практики монашества. В доктринальном комплексе Р. гл. место занимает описание и классификация заповедей, к-рые делятся на запрещающие и предписывающие, а также всеобщие и особые. Первые обязательны для всех без исключения верующих буддистов, вторые — для монахов и монахинь. Соблюдение заповедей считается осн. средством достижения нирваны, что нашло отражение и в названии школы (рицу — установление; риссю — сочетание рицу и сю). Большая часть предписаний и запрещений (только т. н. краткий набор для монахов насчитывает 250 обетов, для монахинь — 348, а общее их количество признавалось "бесчисленным") носит хинаянистский характер. Вторым по значению средством спасения является медитация. С т. зр. догматич. обоснования путей спасения учение Р. тяготело к виджнянаваде (см. Йогачара): доктрины этого направления считаются выражающими "сокровенную суть" Закона Будды. Т. обр., Р. нельзя рассматривать как чисто хинаянистскую школу. Расцвет Р. пришелся на 8-9 вв. В 13-14 вв. наблюдался определенный рост влияния школы. В наст. вр. в Японии имеется более 20 храмов, принадлежащих Р., количество ее адептов — 50-60 тыс. человек. А. Н. Игнатович РОЖДЕНИЕ. Буддизм признает 4 вида рождения существ: 1) андаджа — из яйца, 2) джалабуя — из чрева, 3) самсададжа — из сырости, 4) опапатика — самопроизвольное рождение. Из яиц рождаются птицы и змеи; из чрева — люди, небожители, нек-рые животные; из сырости — примитивные формы жизни; самопроизвольно рождаются духи, демоны и брахмы, т.е. существа, невидимые обычному глазу. В. И. Корнев РОЗЕНБЕРГ Оттон Оттонович (1888-1919) — рус. буддолог, ученик Ф. И. Щербатского, приват-доцент, незадолго до смерти — профессор Петроградского ун-та. В своем гл. труде (магистерская диссертация) — "Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам", часть вторая — "Проблемы буддийской философии" (1918), Р. впервые в зап. буддологии на материале абхидхармической литры (см. Абхидхарма) сев. буддизма делает попытку определить методол. принципы изучения будд. философии, исследует ее основополагающие категории и раскрывает весь диапазон значений ключевого термина буддизма — дхарма. А. А. Терентьев РУПА (санскр., пали — форма; соотв. арупа — бесформенность). Форма подразумевает ограничения, поэтому она, как нечто познаваемое низшим разумом, существует в мире нижних небес. Мир высших небес называется миром без форм, там мир свободен от ограничений, налагаемых созерцанием форм. Желание жить в мире форм (рупа-рага) является, по будд. учению, 6-й оковой, от к-рой нужно избавиться, а желание жить в мире высших небес (арупа-рага) — 7-й оковой. Производный термин "Буддха-руна" означает форму Будды, физич. образ Будды (подробнее см. Скандха). Н. А. Канаева РУПАЛОКА — см. Космология буддизма. РЭИ Ю КАЙ (Об-во друзей духа) — необудд, движение в Японии, восходящее к вероучению Нитирэна. Основано в 1925. Сочетает культ Лотосовой сутры с практикой поминания предков, к-рая объявляется квинтэссенцией сутры. В первонач. период в религ. практике Р. ю к. преобладали шаманистские элементы. В довоенные и первые послевоенные годы об-во объединяло наиб. консерват. представителей мелкой и средней городской буржуазии, усматривавших в культе Р. ю к. идеологич. основу для сохранения традиц. семейного уклада. С 70-х гг. об-во развернуло работу по привлечению молодежи, используя для этого разл. формы рекреационной деятельности. Получило широкую известность благодаря орг-ции молодежных встреч под лозунгом innebr trip (путешествие внутрь себя). Уделяет большое внимание проблемам морал. воспитания. В 30-е и в нач. 50-х гг. от Р. ю к. откололся ряд групп, положивших начало таким необудд, орг-циям, как Риссё косэй кай, Буссё гонэн кай, Мётикай и др., составляющие ныне осн. массу новых обществ.-религ. движений Японии, восходящих к буддизму. В политике ориентируется на консерват. крыло либерально-демократич. партии. Насчитывает ок. полумиллиона членов. Имеет заруб. филиалы в ряде стран Америки, Азии и Европы. Президент — Кубо Цугунари. Г. Е. Светлов РЭННЁ (1414-1495) — яп. будд. монах, восьмой патриарх школы Дзёдо-синсю. С именем Р. связывается оживление деятельности Дзёдо-синсю и переименование ее в Икко-сю. Р. прилагал большие усилия для распространения учения Икко-сю среди широких масс сельского и городского населения, за что подвергался преследованиям со стороны властей и духовенства других будд. школ. Р. можно считать одним из вдохновителей крестьянских восстаний под эгидой Икко-сю. А. Н. Игнатович