Допущено к печати Отделом религиозного образования
и катехизации Русской Православной Церкви
«Благовест»
москва
2008
От издательства
Предлагаемая
вниманию читателя религиозно-философская работа П. В. Добросельского
«О происхождении человека и первородном грехе» является
вторым выпуском серии «Очерки православной антропологии»
и посвящена рассмотрению вопросов создания человека, его
грехопадения и передаче последствий первородного греха потомкам с
учетом возможностей современных биомедицинских технологий в области
искусственного зарождения.
В первой части
книги рассматриваются особенности создания человека, его место в
творении, назначение и цель. Анализируются такие вопросы, как:
соотношение образа и подобия Божиего в человеке; что
понимать под человеком, созданным из праха земного; что
непосредственно произошло от вдуновения в лицо человека дыхания
жизни. Автор, на
основании анализа различных мнений по этим вопросам приводит и
обосновывает оригинальный вариант толкования процесса создания
человека в Быт. 2: 7.
Во второй части
рассказывается о первом грехе Адама и Евы в раю и его последствиях.
Автор, исходя из догмата Православной Церкви о первородном грехе и
современных знаний в области искусственного зарождения (иначе
говоря, соединяя догмат Церкви и научные данные), показывает, в
частности, что переход последствий грехопадения прародителей телу
ребенка происходит через гены, вне зависимости от конкретного типа
зарождения (естественного зачатия, искусственного оплодотворения,
клонирования). Действительно, во всех известных случаях размножения,
оно осуществляется плотским способом, или от плоти. А поскольку тело
человека после грехопадения стало тленным и смертным, то и
зарождающееся от него (из его части, из его клетки) другое тело
может быть только тленным и смертным. Таким образом, подтверждается
незыблемость положения Православной Церкви о всеобщности
первородного греха, точнее, о передаче его последствий всем
людям, вне зависимости от способа их плотского зарождения.
Отметим, что
необходимость уточнения способа передачи последствий грехопадения
возникла уже при появлении искусственного оплодотворения.
В
настоящее время актуальность этого вопроса возросла в связи с
потенциальной возможностью клонирования человека, то есть
беспохотливого и бессеменного создания генетических копий.
Ценность
настоящей работы заключается также и в большом количестве собранного
материала по различным вопросам, касающимся первородного греха, их
систематизации и анализе. В частности, обсуждаются такие важные
вопросы как: грех и зло; соотношение греха и свободы; причины
перехода последствий греха прародителей на их потомков; роль чувств,
мыслей и проявлений воли в выборе нравственной направленности
поступков; супружеские отношения; механизм физической смертности;
влияние личной духовности и наследственности человека на его жизнь
(судьбу).
В послесловии,
являющемся продолжением размышлений о первородном грехе и его
последствиях, говорится о дальнейших событиях, связанных с
грехопадением: о наказании людей за их грехи, как вразумлении и
врачевании; о величайших Евангельских событиях, даровавших человеку
примирение с Богом, возможность спасения и вечной жизни.
Большое
количество тематически подобранных цитат, приведенных в основном
тексте, сносках и приложениях, способствует более полному и
глубокому раскрытию важных вопросов, касающихся первородного греха.
Некоторые
рассматриваемые автором вопросы не имеют еще полных ответов,
являются дискуссионными и нуждаются в дальнейшей богословской
проработке.
В целом,
настоящая работа представляет интерес как для широкого круга
читателей, интересующихся христианской антропологией, так и для
специалистов в области богословия, философии, психологии,
педагогики.
Отзыв на работу
П. В. добросельского
«О происхождении человека, первородном грехе и
искусственном зарождении»
П. В.
Добросельский, в своей работе, затронул весьма актуальную тему. В
настоящее время, в православном богословии не имеется официальной,
документально зафиксированной, концепции по некоторым важным
вопросам данной тематики. Автор, с полным осознанием важности
затронутой темы, подходит к ее анализу с осторожностью и
непредвзятостью, стараясь изложить и осмыслить различные
святоотеческие мнения по данной теме. Из проведенного анализа автор
делает попытку построения некой концепции, касающейся отдельных
вопросов как происхождения человека, так и первородного греха.
Замечательно также и то, что автор анализирует и концепции других
мировых религий, критически рассматривая их с православных позиций.
Хочется
надеяться, что этот, несомненно важный и актуальный труд, будет
принят и оценен читателями.
22 мая 2007г.
Игумен Гурий (Малешин),
клирик Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района
Московской Епархии.
АВТОР ВЫРАЖАЕТ
БЛАГОДАРНОСТЬ
ЗА КОНСУЛЬТАЦИИ И
ПОМОЩЬ
В СОЗДАНИИ КНИГИ:
● заведующему
кафедрой догматического богословия богословского факультета
Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета,
кандидату богословия, доценту иерею Борису Левшенко;
● заведующему
миссионерским отделом Душепопечительского православного центра во
имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, ответственному
секретарю Миссионерско-Просветительского Центра «ШЕСТОДНЕВЪ»,
кандидату богословия иерею Даниилу Сысоеву;
● декану
факультета психологии Российского Православного Университета святого
апостола Иоанна Богослова иерею Андрею Лоргусу;
● настоятелю
Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской
Епархии, председателю Епархиальной комиссии по работе с медицинскими
учреждениями протоиерею Алексию Бабурину;
● игумену
Гурию (Малешину), клирику Никольского храма в селе Ромашково
Одинцовского района Московской Епархии.
Посвящаю сей труд
своей любимой жене,
ведущей богобоязненное житие и украшением которой
является не внешнее плетение волос, не золотые
уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца
человек в нетленной красоте кроткого и
молчаливого духа, что драгоценно перед Богом (1 Петр. 3:
2-4). Благодаря ее помощи, а также
христианскому терпению, и была написана эта
книга.
Оглавление:
Предисловие
Часть 1. О происхождении
(создании) человека
Введение. О сотворении мира
вообще
а) Побуждение к творению и его цель
б)
Последовательность творения
Глава 1. Особенности создания
человека
1.1 Место человека в творении Божием
1.2
Об образе и подобии Божием в человеке
Глава 2. Создание
человека
2.1 О понятиях: творение, создание, преобразование,
рождение
2.2 О создании Адама
2.2.1 Обзор мнений
2.2.2 Анализ
мнений
2.3 О создании Евы
Глава 3. Назначение человека и
цель его жизни
Список
цитируемой литературы
Часть 2. О первородном грехе и
его последствиях ( с учетом возможности искусственного зарождения)
Введение.
а) Общие
сведения о первородном грехе
б) Краткий
обзор некоторых учений (отличных от православного) о первородном
грехе в авраамических религиях
б.1
Римо-католическое учение
б.2
Протестантское учение
б.3
Иудейское учение
б.4 Исламское
учение
в)
Постановка задач
Глава 1. Состояние
прародителей в раю
1.1 О физическом состоянии прародителей
1.2 О духовном состоянии прародителей
Глава 2 . Первая заповедь в раю
Глава 3. Грехопадение
прародителей в раю (первородный грех)
3.1 Аспекты первородного греха
3.1.1 О
свободной воле человека
3.1.2
Об искушении дьяволом
3.1.3 Об ограниченности естества прародителей
3.2 Почему
в природе человека заложены возможность греха
3.3
О виновности прародителей в грехопадении
3.4 К
вопросу об используемой терминологии
Глава 4. Грех и зло
4.1 О понятии "грех"
4.1.1 О различных точках зрения на формирование
понятия "грех"
а) Первая
точка зрения
б) Вторая
точка зрения
в) Третья
точка зрения
г)
Четвертая точка зрения
4.1.2 О
механизме (процессе) возникновения греха в человеке
4.2 О понятии "зло"
Глава 5. Последствия
первородного греха для прародителей и их потомков (рода
человеческого)
5.1 О смерти духовной и физической
5.2 Об искажении образа Божиего в человеке
5.3 О страстях
5.3.1 Общие
сведения
5.3.2
Классификация страстей
5.4
О соотношении духовного и физического состояния человека до и после
грехопадения в раю
Глава 6. Причина передачи
последствий первородного греха потомкам Адама и Евы
6.1
Различные точки зрения на причину передачи последствий первородного
греха от родителей к детям
6.1.1
Первая точка зрения
6.1.2 Вторая
точка зрения
6.1.3 Третья
точка зрения
6.2
Классификация точек зрения
Глава 7. Способ передачи
последствий первородного греха
7.1 О страстности рождения
7.2 О браке и супружеских отношениях
7.3 О клонировании
7.4 О
физической смерти
7.5 О
некоторых особенностях наследственной преемственности духовных и
телесных качеств
7.6 Определяет ли наследственность судьбу ( жизнь)
человека
7.7 О Крещении
Глава 8. К вопросу о
безгрешности Иисуса Христа
Послесловие
Приложение
1. Поддерживали ли прародители в раю свою физическую жизнь вкушением
плодов с дерева жизни
Приложение 2. О
возникновении порочных помыслов у Адама и Евы до вкушения ими
запретных плодов
Приложение 3. О грехе
Приложение 4. К вопросу
о толковании Рим. 5: 12-15
Приложение 5. О страстях, как
источниках греха
Приложение 6. О
наследственности
6.1 Общие сведения
6.2 Тематические
цитаты
Приложение 7. Примеры
некоторых типов временного разъединения души и тела, не приводящих к
физической смерти
7.1 Разъединение души и тела при клинической смерти
7.1.1
Общие сведения
7.1.2 Примеры
7.2 Разъединения души и тела, не связанные с клинической смертью
(расстроенностью) тела
Приложение 8. О возрастании
греха (возрастании зла) в роде человеческом
Приложение 9. Почему Иисус
Христос назван первенцем из умерших (первенцем из мертвых)
Приложение 10. К
вопросу о всеобщем воскресении
Список
цитируемой литературы
Предисловие
Вопросы
происхождения и падения человека, изложенные в Библии, издавна
занимали умы религиозных философов и богословов. Отцы и учители
христианской Церкви дали обстоятельное толкование основных вопросов
этих тем. Однако, поскольку в Библии отдельные аспекты
рассматриваемой тематики изложены только в общем виде, это, в силу
ограниченности человеческого естества, допускает их различное
толкование. Поэтому, в православной антропологии, посвященной данным
аспектам, также имеются различные частные мнения.
В настоящей
работе сделана попытка систематизации и анализа некоторых точек
зрения по отдельным вопросам создания и грехопадения человека, а
также передаче последствий первородного греха в роде человеческом.
В первой части
книги кратко рассматриваются общие вопросы творения Богом мира.
Несколько более подробно представлен анализ особенностей создания
человека: его место в творении, соотношение образа и подобия Божиего
в человеке, этапы создания человека.
Во второй части
книги
говорится о грехопадении в раю Адама и Евы и последующих за этим
резких изменений в жизни человека. Эти изменения затронули как
физический, так и духовный мир не только прародителей, но и всего
человеческого рода в целом. Святой апостол Павел говорит:
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и
смерть перешла на всех человеков ... преступлением одного всем
человекам осуждение (Рим. 5: 12, 18). Иными словами,
последствия первородного греха передаются всем людям.
Поскольку тема о
первородном грехе занимает одно из центральных мест в христианской
догматике (что обусловлено его непосредственной связью с важнейшими
для человека событиями), рассмотрен и ряд других вопросов, как
непосредственно касающихся грехопадения прародителей, так и смежных
с ними, но являющихся важными для данной темы. Среди них
рассматриваются и вопросы дискуссионного характера, по которым
имеются различные мнения, еще не выработаны полные и точные ответы и
необходима дальнейшая богословская проработка.
Большое
количество сносок (примечаний), используемых в тексте книги и
состоящих, в основном, из цитат святых отцов, хотя и создает
некоторое неудобство при чтении, оправдано, по нашему мнению, тем,
что способствует более полному раскрытию определенных аспектов
грехопадения. При этом, содержание сносок с особо большим
количеством цитат вынесено в приложения.
Цитаты из
Священного Писания даны на русском языке в соответствии с
Синодальным изданием Библии, за исключением нескольких цитат,
которые приведены в оригинальном изложении для лучшей передачи их
смысла.
Так как данная
работа адресована широкому кругу читателей, автор стремился сделать
ее содержание, с одной стороны, популярным, а с другой — сохранить
при этом систематичность и строгость изложения. Насколько это
удалось — судить читателю. Автор будет благодарен за высказанные
замечания, рекомендации и пожелания по улучшению содержания и
оформления книги, которые можно прислать по электронному адресу
автора:
Bogoclovie06@yandex.ru.
Полученная от читателей информация будет использована при
подготовке других книг серии «Очерки православной антропологии».
Петр
Добросельский
ЧАСТЬ 1
О происхождении
(создании)
человека
«…что есть
человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь
его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал
его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под
ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и
рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш!
Как величественно имя Твое по всей земле!»
(Пс. 8: 5-10).
«Славлю Тебя,
потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне
сознает это»
(Пс. 138: 14).
введение
о сотворении мира вообще
«В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него
нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что начало быть»
(Ин.
1: 1, 3).
«Словом
Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их… Он
сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось»
(Пс. 32: 6, 9).
«Творит же
Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом,
становится делом»
(святой Иоанн
Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга вторая. Глава 2:
«О творении»).
«…Прославим наилучшего Художника, премудро и искусно сотворившего
мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою»
(Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 1).
а) Побуждение
к творению и его цель
«Так как Бог
создал мир не вследствие необходимости, а совершенно свободно: то
значит, создал по какому – либо побуждению,
— ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом:
значит, создал для какой либо цели, — потому что премудрость не
может действовать без цели. Православная Церковь преподает нам об
этом предмете следующее:
“должно
верить, что Бог…, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе
пресовершенен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы
и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости”
(Православное исповедание, ч. 1, ответ на вопрос 8)» (цит. по 1:
370).
Митрополит
Макарий (Булгаков) отмечает, что «Отцы и учители Церкви единодушно
называли благость Творца причиною творения … Равным образом и целью
творения как Священное Писание, так и вслед за ним, и святые учители
Церкви поставляют прежде всего славу Божию» (1: 371).
Архиепископ Сильвестр (Малеванский) дает следующий ответ на вопрос
«Что могло побудить Бога создать мир?»: «Бог от вечности созерцая
Себя Самого, вместе с сим в уме Своем представлял и бесчисленные
возможные мировые существа, как образы Своих собственных
совершенств. Эти образы, конечно, были не то, что самое существо
Божие, Само в Себе и для Себя существующее, но тем ни менее они не
были что либо по отношению к Нему совершенно чуждое и лишнее, а
напротив, составляли в отношении к Нему близкое и родственное уже
потому самому, что им давалось при нем место, и что они были Его
Самого отобразами. Мог ли поэтому, Бог быть безразличным или
равнодушным к этим Своим образам? Мог ли Он не возлюбить в них
отображение того, что в Самом Себе всегда любит, как первообразное и
истинносущее, то есть истинное благо со всеми нераздельными с ним
совершенствами? Любви же этой и было достаточно для того, чтобы
побудить Бога мысленные мировые образы обратить в действительные и
живые существа, и именно такого рода существа, которые бы служа
действительными живыми отобразами высочайшего блага, вместе с сим в
возможной мере и сами участвовали в нем, достойно ценя как это
благо, так и первоначального Подателя его, Самого Бога? И в книге
Притчей премудрость Божия, созерцающая и осуществляющая свои образы
о мире, не представляется безразличною по отношению к ним, а
напротив она говорит о себе так:
“тогда я была
при Нем (Господе) художницею и было радостью всякий день, веселясь
перед лицом Его во все время (Прит. 8: 30)”. Можно и должно,
поэтому, думать, что главной причиной, побудившей Бога создать мир,
было не что иное, как Его благость или любовь ко благу тварей, как
отобразу Своего собственного блага; так Он, Сам в Себе, будучи
высочайшим благом, имел и вовне явиться тем же благом, или, что
тоже, стать неоскудеваемым источником и подателем жизни и благ для
всех тварей, Сам не терпя от этого какого либо оскудения или убытка
подобно тому, как солнце, разливая свой свет на окружающие его
планеты не терпит от этого никакой себе убыли» (25: 128, 129).
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
полагает причиной создания мира любовь Божию: «Где же основание к
тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в
существовании чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и
первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой
материи?
Как же мы
представляем себе эту духовную энергию? Для нас она есть
всемогущественная любовь Божественная. Любовь не может заключаться в
себе самой, ибо основное свойство ее — потребность изливаться на
кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию
Богом мира.
Словом
Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их
(Пс. 32: 6).
Энергией любви,
излившейся во всеблагой воле Божией, Словом Божиим дано начало всем
другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили сперва
частицы материи, а потом через них и весь материальный мир.
В другом
направлении излившаяся любовь Божия создала и весь духовный мир, мир
разумных ангельских существ, разум человеческий и весь мир духовных
психических явлений (Пс. 103: 4; 32: 6)» (3: 158).
Протоиерей
Григорий Дьяченко пишет: «Бог от вечности был блажен, обладая всеми
совершенствами и благами в бесконечной степени, имея в Себе Самом
все, что нужно для беспредельного блаженства; Он не имел, и не имеет
никакой нужды в тварях; но чтобы открыть Свою славу существам
разумным и сделать их участниками Своего блаженства, благоволил
создать мир по законам вечной премудрости и благости Своей» (8: 70).
По словам
протоиерея Николая Малиновского: «Сообразна с побуждением и цель
творения. Бог все сотворил для блаженства тварей и великой ради
славы Своей. Что блаженство тварей составляет одну из целей
творения, ясно из того побуждения, по которому Бог благоволил
создать мир. Откровение удостоверяет в этом, когда учит, что все
действия Божии в отношении к миру — промышление, искупление,
спасение человека имеют целью спасение тварей. Этим показывается,
что блаженство тварей и было целью творения.
Но последняя,
общая, высочайшая цель сотворенного бытия есть слава Божия.
По ясному учению откровения, — все сотворенное назначено быть
откровением славы Божией во вне, то есть отображением совершенств
Божиих, выражением во внешнем бытие Его вечной силы и божества, и
существуют во славу Божию» (19: 189. Книга 1).
Действительно, о
славе Божией говорится во множестве мест как Ветхого Завета,
так и Нового Завета.
При этом в некоторых местах, что можно особо выделить, Бог говорит о
Своей славе непосредственно от Своего Имени.
Протоиерей
Николай Малиновский поясняет, что «сотворение мира ради
славы Божией не стоит в каком-либо противоречии с учением о
сотворении
всего
для блаженства тварей. По существу — это не две цели, а
только две стороны одной и той же цели, рассматриваемой с разных
точек зрения и в разных отношениях. Слава Божия не есть что нибудь
подобное славолюбию человеческому. Бог ищет Себе славы не так, как
ищут ее себе люди: Его слава неразрывно соединена с блаженством
тварей, — она и есть их совершенство и блаженство. Насколько тварь
усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и через то
приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства,
на столько возможно и блаженство ее» (19: 190. Книга. 1).
б)
Последовательность творения
«Т