|
2. КОРЕНЬ ЛЖИ.
Вторая
половина XIX столетия в истории
религиозных деноминаций США
была отмечена всплеском
интереса к новым формам
библейских откровений. Это
явление принято называть “движением
святых”, в нем надеялись
отыскать утраченную веру
Апостолов многочисленные
приверженцы протестантизма.
Несхожими путями шли в своих
исканиях различные
религиозные течения и группы.
Одни экспериментировали в
эмоционально-психической
сфере, целиком предаваясь
мистическим переживаниям и
экстатическим “вдохновениям”,
спеша выдать свои субъективные
ощущения за действие Святого
Духа. Другие шли “от головы”,
рассудочно акцентируя
внимание на той или иной
библейской истине, в надежде
высветить или открыть миру
очередной новый путь спасения.
Однако
во все времена отступники,
изменив однажды единству
Святой Церкви, с неизбежностью
ввергали себя в пучину
погибельного самоводства,
лишая себя водительства
Святого Духа. США могут по
праву считаться родиной
иеговизма, как, впрочем, и
многих других ересей. Пик
интереса к эсхатологии - учению
о конце мира - в США пришелся на
50-60-е годы прошлого века. Одну
из таких религиозных групп,
сосредоточивших внимание на
поисках в Библии указаний о
времени Второго Пришествия
Христа, возглавил Чарльз
Рассел (1852-1916). Провозгласив
девиз: “Реформация
продолжается”, - он стал
впоследствии идейным
вдохновителем религиозного
движения, известного сегодня
как свидетели Иеговы.
Основоположник
иеговизма - Чарльз Рассел
родился в городе Питтсбурге (штат
Пенсильвания, США), в семье
владельца магазина верхней
одежды. Родители его были
пресвитериане шотландского
происхождения [1].
До семнадцати лет Рассел
ревностно исповедовал это
учение, но вскоре под влиянием
адвентистов [2] целиком
погрузился в поиски ответа на
волновавший его вопрос: когда
же придет на землю Спаситель?
Как
это часто бывает, Рассел не
создал нечто оригинальное, а
лишь видоизменил уже
существующее. Сам Рассел
придерживался учения Джонеса
Венделля, которое было
популярно среди верующих,
обративших на Библию свои
взыскующие взоры в поисках “последних
времен” - Второго Пришествия
Христа и кончины века.
Венделлиты, не соглашаясь с уже
объявленными сроками,
предложили свой - 1874 г. Но затем
они “духовно переосмыслили” и
эту дату. Все это происходило
после провала ряда пророчеств
адвентиста Вильяма Миллера,
объявившего сперва сроком
Второго Пришествия 1843 г., а
затем 1844 г. Когда и это
пророчество не сбылось, то его
последователями была
выдвинута новая дата - 1874 г. Она
была получена путем
арифметического прибавления к
1844 г. еще 30 лет. Исходили из того,
что Спаситель вышел на
общественное служение в
возрасте 30 лет, поэтому и
Второе Пришествие должно
состояться через 30 лет после
Его Пришествия в небесный храм.
В 1872 г.
Рассел вместе со своими
друзьями создал кружок по
изучению Библии, а спустя два
года появилась его книга “Для
чего и каким способом придет к
нам Господь Иисус Христос?” Он
утверждал, что Мессия явится в
мир в 1874 г.
Когда
время назначенного Пришествия
Христа (1874 г.) миновало, перед
сподвижниками Рассела вновь
встал вопрос: когда же наступит
Второе Пришествие? Рассел
искал ответ на вопрос
практически везде... кроме
Библии. Его заинтересовали
материалы, опубликованные Н.Барбоуром
(руководитель нью-йоркских
адвентистов) в одном из
журналов. Рассел встретился с
автором статьи в середине 1876 г.
Именно Барбоур доказал Расселу,
что греческое слово “parousia”
можно перевести словом “присутствие”
и “пришествие” и что Христос
невидимо присутствует с 1874 г.
Встреча
Ч.Рассела с Н.Барбоуром, также
разделявшим эсхатологическую
концепцию Д.Венделля, в итоге
объединила их группы в единую
общину. Н.Барбоур с
единомышленниками, ранее
примыкавший к адвентистам,
впоследствии отошел от прежних
взглядов, полагая, что Второе
Пришествие должно быть
духовным и невидимым [3].
На момент встречи Рассела и
Барбоура последний
редактировал журнал “Вестник
утра”, выходивший в Рочестере.
В 1877 г. они издают книгу “Три
мира, или Пути искупления”, где
утверждалось, что с 1874 г.
положено начало Второму
Пришествию Христа, т.е. начался
сорокалетний период жатвы.
Здесь же приводились доводы,
согласно которым в 1914 г.
истекут времена язычников [4].
Бескомпромиссный, напряженный
поиск новых, все более точных,
как им казалось, богословских
формулировок в 1878 г. развел
Барбоура и Рассела, ибо
последний утверждал, что
благодатные дары смерти
Христовой распространяются не
только на Адама (смерть за
Адама), но и на все человечество
[5].
Вскоре
(1879 г.) вместе с
единомышленниками, ближайшими
из которых был Д.Пит, Рассел
приступает к изданию журнала “Башня
стражи Сиона и возвеститель
присутствия Христа” [6].
Впоследствии название не раз
менялось: “Сионская
сторожевая башня и вестник
присутствия Христа”, а затем -
“Башня стражи” и, наконец, с 1966
г. и по настоящее время журнал
называется “Сторожевая башня”
[7].
Но и
Пит вскоре отходит от Рассела,
который становится владельцем
журнала и возглавляет возикшее
ранее религиозное движение [8]. Рассел
объявляет о своем расхождении
с вероучениями протестантских
церквей, которые он обвиняет в
измене принципам Реформации.
Во всех выступлениях и статьях
он стремится доказать, что со
своими последователями он
остался единственным
преемником традиций раннего
христианства.
Схожие
тенденции обнаруживают себя и
в других религиозных движениях,
где господствует духовный
авторитаризм вождей - культ
самопочитания и
самопреклонения. Сам Ч.Рассел
объявил себя ни мало ни много,
как седьмым посланцем Бога, о
котором сказано в Библии, что
он носит “прибор писца” (Иез. 9,
2). Согласно его периодизации
первыми шестью посланцами были
апостолы: Павел, Иоанн, далее
шли Арий, Вальд, Уиклиф, Лютер,
седьмой, завершающий раскрытие
библейских истин, - Рассел, о
чем он недвусмысленно говорит
в седьмом томе своего труда “Исследование
Священного Писания” [9].
“Шесть томов моей книги “Исследование
Писаний”, - пишет он, - это по
существу Библия, составленная
по темам, каждая из которых
подтверждается библейскими
текстами (их там совсем немного.
- И.Е.). Ее можно назвать
тематической Библией. Иными
словами, это не просто
комментарий к Библии, но сама
Библия. Люди не способны понять
намерения Бога без моей книги.
Даже если человек штудировал “Исследование
Писаний” 10 лет и научился
понимать Библию должным
образом, но отложит мою книгу и
станет читать только Библию, то,
как показывает опыт, спустя два
года он снова окажется в полной
темноте. Но ему будет
достаточно читать только “Исследования
Писаний” и ссылки,
содержащиеся в них. Так, даже не
открывая Библии, мой читатель
пребудет в свете, ибо ему
откроется свет Писания” [10].
Не
обремененный христианским
смирением, Рассел ставил себя
превыше пророков и Апостолов.
“Это не значит, - писал он, - что
пророки и Апостолы могли лучше
нас понимать судьбы и план Бога,
они просто служили Богу
орудием для сообщения нам и
всей церкви (имеется в виду
церковь конца XIX в. - И.Е.)
истин относительно плана Бога”
[11].
В 1882 г.
Ч.Рассел продает
принадлежавший ему магазин (он
был последний сын в семье) и
основывает собственную фирму,
которая осуществляла
посреднические контакты
частных фирм с
государственными учреждениями,
а также специализировалась на
издании религиозной
литературы. Полученные
средства шли на миссионерскую
деятельность, печатание книг и
брошюр, в коих все религии и
политические организации
объявлялись сатанинскими. В
них Рассел объяснял, как
посредством политики,
коммерции и религии сатана
удерживает мир в своих оковах.
Столь непримиримо резкие
суждения вызвали в правящих
кругах США бурю негодования, и
в результате учение Рассела
более чем на десять лет было
объявлено вне закона, чему
способствовали скандальные
судебные процессы, которые
периодически возбуждались
властями против иеговистов [12].
Пытаясь
вывести из-под удара своих
единомышленников, Ч.Рассел
неоднократно менял название
своей организации, то называя
ее Сторожевая башня и
Трактатное общество, то -
Ассоциация народной трибуны.
Лишь в
1884 г. иеговисты добились права
на свободу деятельности, после
чего окончательно определили
себя как Международное
общество исследователей
Библии и заметно
активизировали миссионерскую
работу. Тогда же Общество
купило здание в г. Аледене (штат
Пенсильвания), где на
протяжении 20 лет располагалась
штаб-квартира иеговистов. В 1909
г. правящая корпорация
иеговистов приобрела участок
земли в Бруклине - пригороде
Нью-Йорка, где она размещается
и по сей день.
В 1886 г.
Рассел издает “Божественный
план веков” - первую книгу
семитомного труда под общим
названием “Исследования
Писаний” [13], где
он обстоятельно изложил
вероучение “исследователей
Библии”. Вскоре увидели свет
второй и третий тома - “Время
приблизилось” (1889 г.) и “Да
придет царствие Твое” (1891 г.). ”День
мести”, четвертый том, вышел в
1897 г. и позже был переименован в
“Битву Армагеддон”. Затем
появились: “Новое творение”
(1899 г.) и “Спасение” (1904 г.).
Последний, седьмой, том - “Завершенная
тайна” был издан в 1917 г. уже
после смерти Ч.Рассела на
основании его
подготовительных материалов
[14].
Этим
богословское наследие Рассела
не ограничивается. Им написаны
работы “Пища для христиан,
которые мыслят”, “Старая
теология”, “Фотодрама
творения” и др. В них автор
неустанно напоминал читателю,
что лучше оставить Библию
непрочитанной, нежели обойти
вниманием его толкования на
эту книгу [15]. Чтобы
разобраться в сумятице
теологических воззрений
Рассела, надо действительно
прочитать все его книги, однако
вкратце суть их состоит в
следующем. “Начало конца”
этого мира ведет отсчет с 1799 г. (дата,
как мы упоминали, заимствована
у адвентистов), а конец его
намечался на 1914 г. [16].
Отсчет конца мира связывался с
конкретным историческим
событием. В 1799 г. Наполеон
Бонапарт совершил
государственный переворот и
пришел к власти. В 1809 г. он лишил
папу Пия IX светского
господства и присоединил
папские земли к Франции [17].
Таким образом, завершилось
светское господство папства, и
начиналось время конца этой
злой системы мироустройства.
В
третьем томе “Исследования
Писаний”, развивая свои
богословские спекуляции,
Рассел писал: “Мы представляем
библейские свидетельства,
которые показывают, что от
сотворения Адама до 1872 г.
прошло 6000 лет и с этого времени
мы уже вошли в седьмую тысячу, т.е.
тысячелетие Христа” [18].
Здесь с присущей ему
напористостью, равно как и
бездоказательностью, он
заявляет, что Второе
Пришествие Христово
состоялось в октябре 1874 г. С
этого времени в полной
гармонии с раскрывшимся планом
Божиим ведется
подготовительная кампания к
битве великого дня, в которой
будут уничтожены все неверные [19].
Далее
разъяснялось, что в 1878 г.
Христос незримо пришел в свой
духовный храм Земли,
расположенный на небе, и
воскресил всех умерших
праведников, из 144 тысяч,
причисленных к “небесному
классу”. “Считаем
установленной истиной факт, -
писал Рассел, - что
окончательно конец царств
этого мира и установление
царства Божиего (тысячелетнего
царства. - И.Е.) на их
развалинах совершится около 1915
г.” [20]. “Начнется
это царство с воскресения
святых Ветхого Завета, начиная
с Иоанна Крестителя до Авеля...
Они удостоились быть земными
министрами” [21].
С 1909
по 1914 г. пророчества Рассела
были растиражированы в более
чем трех тысячах различных
газет и журналов [22].
Этот период отмечен повышенной
активной миссионерской
деятельностью Рассела,
посетившего многие страны.
Многочисленные издания
исследователей Писания тех лет
помещают сообщения о
триумфальных поездках Рассела,
“пленившего” весь мир.
Впрочем, и в этой шумной
пропагандистской кампании не
обходилось без надувательства.
“Во многих городах, о которых
шла речь (в бруклинских
изданиях иеговистов. - И.Е.)
никто никаких проповедей
Рассела не слышал” [23].
Так, в 1912 г. из США был сделан
запрос в город Гонолулу на
Гавайских островах с целью
получить запись широко
разрекламированного
выступления пастора. На что был
получен ответ: “На ваш запрос о
пасторе Расселе, в течение
нескольких часов
находившегося в Гонолулу с
библейским студенческим
комитетом по изучению
зарубежных миссий, сообщаем,
что ни с какими речами он не
выступал” [24].
Ответ стал достоянием печати и
сильно подорвал авторитет на
Американском континенте
неугомонного эсхатолога-иеговиста.
Точно так же проповеди в Китае,
Японии на поверку оказались не
более чем броским рекламным
трюком [25].
Не
забывали расселиты и о хлебе
насущном. В 1913 г. Международное
трактатное общество активно
занялось рекламированием
семян пшеницы (по цене 1 доллар
за фунт) [26],
обещая, что чудо-пшеница
гарантированно дает урожай в
пять раз больше, чем обычная [27].
За карикатуру, которую журнал
“Eagle” поместил на Рассела с
его чудо-пшеницей, он подал на
издателей в суд, но дело
проиграл - пшеница на поверку
оказалась недоброкачественной.
В свете этих разоблачений
особую остроту получили
публичные обвинения
американского баптистского
пастора Джона Росса Гамильтона
в адрес Ч.Рассела, раскрывающие
губительность учения,
измышленного человеком,
который не был ни ученым, ни
богословом [28].
Рассел предъявил иск пастору
за клевету и заявил, что имеет
высшее схоластическое
образование, что является
специалистом в историческом и
догматическом богословии,
свободно читает на
древнегреческом и иврите и т.д.
При этом на суде Рассел
поклялся всемогущим Богом
говорить правду и только
правду. Но когда он не смог
назвать показанные ему буквы
греческого алфавита, стало
ясно, что Рассел в очередной
раз крупно оскандалился [29].
Оказалось, что все его
образование ограничилось
семью годами школы, которую он
бросил в четырнадцать лет.
Выяснилось, что Рассел лгал,
когда заявлял, что был
рукоположен во священники.
Поэтому, если читателю
доведется встретиться с
современными весьма
респектабельными господами из
секты свидетелей Иеговы,
вспомните, что это воистину
губительное учение изначально
основано на лжи.
Несмотря
на бурную деятельность
практически на всех
континентах, Общество
Сторожевой башни к 1914 г.
насчитывало всего лишь 5100
активных проповедников.
Мы уже
упоминали о некоторых
скандальных процессах,
сотрясавших Общество. Стоит
сказать и еще об одном. В 1897 г.
супруга Ч.Рассела, ранее
объявлявшая себя его идейной
последовательницей, порвала с
мужем всякие отношения,
обвинив его в многократных
супружеских изменах с другими
последовательницами Общества.
На этот раз обошлось без
бракоразводного процесса -
Рассел пообещал бывшей жене
солидную пожизненную
финансовую компенсацию.
Скандальное дело удалось
замять. Однако вскоре у бывших
супругов возникли взаимные
финансовые претензии. Главный
иеговист отказал жене в
материальной помощи, за что М.Рассел
подала иск в суд для раздела
имущества, где основным
мотивом к разводу фигурировала
неверность супруга,
подтвержденная
многочисленными
свидетельствами. Суд признал
Рассела виновным и
удовлетворил иск бывшей жены.
Положение Рассела осложнилось
еще и тем, что по совету друзей
он успел до вынесения
судебного решения
пожертвовать им же
возглавляемому Обществу
немалую часть его спорной
собственности и таким образом
лишил супругу немалой части
доли имущества.
Но вот наступил долгожданный
для свидетелей Иеговы 1914 г., а с
ним и первая мировая война.
Иеговисты от имени
Международного трактатного
общества торжественно
объявили, что эта война
перерастет в Армагеддон.
[1] A.Hoekema.
Four Mojor Cultero Б.м., 1976, р.223.
[2]
Т.Д.Гулякевич. Социальная
сущность современного
американского иеговизма (критический
анализ иеговистской
литературы). М., 1971, с.16.
[3] А.Ноекема.
Ор.cit., p.225.
[4]
Там. же, с.225.
[5]
Там же, с.225.
[6]
Т.Д.Гулякевич. Цит.соч., с.16.
[7]
В.В.Коник. Иллюзии свидетелей
Иеговы. М., 1981, с.5.
[8]
Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский.
Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160.
[9] Д.Е.Фурман.
Церкви в США. М., 1982, Вып.4, с.189.
[10]
Уолтер Мартин. Царство культов.
1982, с.46.
[11]
Ч.Рассел. Божественный план
веков. Б.м., 1924. Т.1, с.29.
[12] Т.Д.Гулякевич.
Цит.соч., с.20.
[13]
Первые три тома серии работ
Рассела выходили под общим
названием “Тысячелетняя заря”.
С выходом четвертого тома
серия была переименована в “Исследование
Священного писания”.
[14]
А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229.
[15]
В.Ерофеева, И.Дору. Тайна
свидетелей Иеговы. Ставрополь,
1968, с.6.
[16]
Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский.
Цит.соч., с.14.
[17]
В.В.Конник. “Истины”
свидетелей Иеговы. М., 1978, с.56.
[18]
В.В.Коник. Критика эсхатологии
свидетелей Иеговы. М., 1976, с.26.
[19]
Там же, с.26.
[20] Цит.по:
П.Л.Яровицкий. Эволюция
современного иеговизма. Киев,
1981, с.11.
[21]
Ч.Рассел. День мести. Б.м. и г., с.90.
[22]
А.Ноеkеmа. Ор.cit., р.226.
[23]
Уолтер Мартин. Царство культов.
Цит.соч., с.71.
[24]
Там же, с.42.
[25]
Там же, с.43.
[26]
Там же, с.43.
[27]
Там же, с.41.
[28]
Там же, с.43.
[29]
Там же, с.44.
|
|