|
4. Иегова ударит первым
Прошло
всего несколько лет после
военного затишья - и мир вновь
огласился знакомыми призывами:
спешите, ибо счет времени идет
отныне не на годы, но на месяцы.
На пороге катаклизма
поспешите, ибо это - жизнь.
Каждый год теперь много важнее,
нежели некогда многие годы.
Ныне “важна каждая секунда”[1].
Освоение
космоса СССР и США вызвало
новый всплеск
эсхатологических чаяний. В 1958
г. огромным тиражом печатается
воззвание бруклинских
теологов с кричащим названием:
“Выпрямись!“. “Попытки
овладеть космосом
непосредственно человеком,
независимо от того, в каком
объеме они успешны, не опередят
Армагеддон... Ни одна из двух
доминирующих сил (СССР, США. - И.Е.)
не может позволить другой
первой подняться в космос. Это
равнялось бы нанесению первого
удара. Бог Иегова не допустит,
чтобы в 1961 г. был нанесен удар
одной из сторон. Первым ударит
Иегова. Неужели осталось
только три года до
Армагеддона?” [2]
Ровно через три года потерпело
фиаско и это пророчество. Зато
шестидесятые годы для
свидетелей Иеговы стали
поворотными совсем в другой
сфере - в их воззрениях на
власть. В 1964 г. журнал “Башня
стражи” три своих выпуска
посвятил этой проблеме. Был
сформулирован ответ на три
вопроса, на три дилеммы, во все
времена волновавшие
свидетелей Иеговы:
Почему
необходимо подчиняться высшим
(светским) властям?
Как
извлечь пользу из своего
подчинения высшим властям?
Совесть
и подчинение высшим властям.
Подводя
итог этим
социально-теологическим
исканиям, журнал писал: “Бог
долго так терпит существование
этих политических правлений,
что мы обязаны им подчиняться.
Это избавит нас от участия в
политических движениях, в
революциях против
установленной Богом власти” [3]. И если
раньше иеговисты утверждали,
что все политические системы
человечества не установлены
Богом и не получили от Него
мандат на существование, то
теперь было признано, что
“светская власть действует
для высшего блага... оно
(государство. - И.Е.)
является Божиим слугой” [4]. Но как
и многое в политике иеговистов,
эти пассажи были не более чем
тактическими шагами. Свидетели
Иеговы и поныне известны своей
нетерпимостью к существующим
политическим партиям и
конфессиям. Так, Организацию
Объединенных Наций
современные иеговисты
называют тем самым “зверем”, о
котором сказано в Откровении
Иоанна Богослова.
Система взглядов
Бруклинского центра в
изложении Джозефа Рутерфорта,
его выступления по радио,
записи речей, многочисленные
книги с их явно
антихристианским пафосом
создали вокруг бруклинцев
атмосферу духовного вакуума.
Предшественник Рутерфорта -
Рассел предпочитал строить
отношения с власть
предержащими на основаниях
взаимной терпимости, следуя
напоминанию апостола Павла,
что “всякая власть от Бога
установлена” (Рим. 13,1). В своей
работе “Божественный план
веков” Рассел писал:
“Признавая изуверский
характер большинства этих
правительств, ставших таковыми
вследствие возвышения
неправедных правителей,
посредством интриг и обманов
сатаны, орудовавшего через
человеческие слабости и
развращающие идеи, мы, однако,
признаем их единственно
удачными усилиями жалкого
человечества, прибегшего к
управлению самими собою“ [5]. Так
оправдывалось любое злое и
худое правительство, ибо оно
все же лучше, чем анархия. Таким
образом, в эпоху
“теократического царства”
Рутерфорта и Норра иеговисты
отошли от принципа тотальной
терпимости, впрочем ненадолго;
вследствие изоляции от
остального мира свидетели
Иеговы вновь вернулись к
прежней теории.
[1]
В.В.Коник. “Истины...” Цит.соч.,
с.34.
[2]
“Выпрямись!”, Нью-Йорк, 1958, с.3.
[3]
“Сторожевая башня”, Нью-Йорк,
1964, N3, с.89.
[4]
Там же, с.36.
[5]
Ч.Рассел. Божественный...
Цит.соч., с.283.
|
|