|
Религиозная панорама Екатеринбурга, или взгляд традиционалиста на "нетрадиционное" развитие духовности на Урале. [1]
Второй
по численности, влиянию и
напористости из тоталитарных
сект следует назвать "Свидетелей
Иеговы". По приблизительным
подсчетам в Екатеринбурге у
них должно быть около тысячи
последователей, в области - до
пяти тысяч. Летом 1998 г. они
проводили конгресс, собрав на
него более 6000 человек. Зимой 1999
г. на конгресс в ККТ "Космос"
собралось 1500 человек, а летом
1999 г. на стадионе "Уралмаш"
присутствовало около 4000
иеговистов. Некоторое снижение
численности посетителей
конгресса объясняется, скорее,
финансовыми возможностями
приехать в Екатеринбург, а не
сокращением количества
адептов. По московским
статистическим данным среди
тоталитарных сект и вообще
сект иеговисты - самая
быстрорастущая, увеличивающая
количество своих членов
ежегодно в России от 1,5 до 3,5 раз
[2]. Их
метод - хождения по квартирам и
семейные занятия у вас на дому [3] -
позволяет долгое время
удерживать потенциального
адепта от информации об
истории своей секты [4].
Родные и близкие очень поздно
начинают беспокоиться, т.к.
обучение происходит дома и в
течение нескольких месяцев
человек никуда, ни на какие
собрания, не ходит [5], между
тем забивая сердце и голову
иеговистскими догмами. В
Екатеринбурге два "зала
царств": в ДК "Эльмаш" (на
400-500 мест) и в ДК Гагарина (от 200
до 400 человек). После
полуторагодичного
противостояния на ДК Гагарина
с православной
общественностью, иеговисты
покинули этот зал, переехав на
ул. Малышева. Секта жестко
контролирует информационные
потоки, в которые могут попасть
ее адепты, запрещая читать "слова
сатаны", слушать радио и
смотреть телепередачи [6].
Интересно, что в разгар
скандала с бунтовщиками против
епископа Никона этот запрет на
просмотр новостей и чтение
газет был временно снят.
Миссионерами-проповедниками
являются все члены секты без
исключения, поэтому масштабы
деятельности весьма
значительны [7]. Они
отрабатывают свои положенные
часы служения, без которых
невозможно угодить Иегове [8]. Без
лишнего шума и рекламы
иеговисты обходят достаточное
количество квартир в городе,
оставляя свои журналы, книги и
занося в специальные тетради
информацию о приеме. Очевидно,
существует и большой банк
данных. В тех местах, где прием
радушный, сразу начинают
занятия, где настороженный -
посещение откладывается на
месяц-другой, но обязательно
повторяется. В Екатеринбурге
секта самоокупаема, кроме
десятины [9]
иеговисты обязаны за свой счет
выкупать [10]
журналы "Сторожевая башня"
и "Пробудитесь!", затем
распространяя их бесплатно. По
оперативным данным
руководитель "гагаринского"
"зала царств" А. Кривонос
стал иеговистом из
меркантильных интересов.
Будучи мелким торгашом и
оставшись в Италии, куда ездил
за товаром, почти без средств,
попал к итальянским иеговистам,
с которыми и стал сотрудничать.
При странных обстоятельствах
погибла его первая жена. Сейчас
у Кривоноса, по
неподтвержденной информации,
две квартиры в городе и
иномарка [11]. Есть
сведения, что и после
иеговизации он продолжает
приторговывать [12].
Особую опасность представляют
два социальных момента:
антигосударственный настрой и
отношение к переливанию крови.
В последнем случае известен
пример, когда врач-иеговистка
долгое время тянула с
назначением переливания крови
пациентке, которой это было
необходимо. С религиозных
позиций иеговисты -
антихристиане. Тоталитарная
система "Сторожевой башни"
напоминает "железный
занавес". Просчитывая
варианты развития иеговизма на
Урале, надо учитывать тот факт,
что американский консул, г-н
Бигус, сам является иеговистом.
Составитель -
священник Владимир Зайцев (весна
2000 г.)
[1]
Сайт Миссионерского отдела
Екатеринбургской епархии.
[2]
К сожалению о. Владимир не
указывает источника подобных
статистических данных, в
действительности весьма
далеких от реальности. Прирост
Российской общины Свидетелей
смотрите: Михаил Горушный "Свидетели
Иеговы: эпидемиологический
прогноз" (Здесь и далее примечания "")
[3]
Надо полагать, речь идет о так
называемом изучении Библии,
проводимом по книге «Познание,
ведущее к вечной жизни».
Семейным же изучением
называется одно из собраний
уже действительных членов
организации и никакого
отношения к методам проповеди
оно не имеет.
[4]
Подлинная история организации
укрывается от Свидетеля далеко
не до какого-то определенного
момента на пути его обращения.
Скорее можно говорить о полном
нежелании Общества делиться со
своими адептами подобной
информацией вне зависимости от
времени их пребывания в
организации.
[5]
Не соответствует
действительности: «С самого
первого занятия приглашайте
каждого изучающего Библию на
встречи». (НЦС 3/2001, стр. 8).
[6]
Не соответствует
действительности. Свидетели
Иеговы порой даже страдают от
излишней зависимости от
телевизионных передач, так что
Обществу приходиться даже
составлять на сей счет особые
нравоучения.
[7]
Проповедниками (на языке
Свидетелей возвещателями) – да,
но в Обществе есть и миссионеры
в собственном смысле, каковыми
являются далеко не все
последователи.
[8]
Четко установленная норма
часов есть у так называемых
пионеров, каковых среди
Свидетелей в зависимости от
страны и времени года может
быть до 58% от числа взрослых
членов общины. Остальные же не
имеют жесткого лимита для
проповедования. Впрочем, верно,
что всех Свидетелей
организация постоянно
поощряет принять на себя
подобные нормы выработки.
[9]
У Свидетелей нет понятия
буквальной десятины.
Представления о духовной «десятине»
не выливаются на практике в
регулярное пожертвование
Обществу именно десятой части
своих доходов.
[10]
Более точную информацию
смотрите: Алексей Рассказов "Коммерческий
характер Общества Сторожевой
Башни"
[11]
Совершенно неуместный, с нашей
точки зрения, комментарий,
никак не характеризующий ни
вероучение ни практику
Свидетелей Иеговы как таковых.
[12]
Старейшины Свидетелей Иеговы
не содержаться (во всяком
случае официально) на средства
собрания и каждый из них должен
работать по своей мирской
специальности. Является ли, с
точки зрения о. Владимира,
зазорным, если местом работы
старейшины оказывается то или
иное торговое предприятие?
|
|