|
"СВИДЕТЕЛИ" В СНГ
Одной из наиболее
серьезных проблем, тревожащих
в настоящее время духовенство
РПЦ, является деятельность
сектантов из организации "Свидетели
Иеговы". По мнению многих
священников, именно члены этой
организации "исключительно
активны" и "агрессивны по
отношению к православным".
Причем такая активность
наблюдается не только в Москве
и Санкт-Петербурге (где в
поселке Солнечный недавно
построен центр российских "Свидетелей"),
но и во многих провинциальных
уголках республик бывшего СССР. До
середины XX века иеговистов в
бывшем СССР практически не
было. К распространению этого
учения, как ни странно,
приложили руку советские
власти. После оккупации
Бесарабии и Галиции в 1940 году
они провели высылку всех
известных им иеговистов в
Сибирь и Казахстан. В 1951 году
высылка повторилась, в
результате чего "Свидетели
Иеговы" сумели организовать
свои структуры по всей
территории страны. Четкость и
отлаженность организационной
структуры секты позволяла
переправлять изданные в Нью-Йорке
номера их основного журнала
"Сторожевая башня" даже в
мордовские политические
лагеря. Впрочем, иеговисты в
глазах советской власти по-прежнему
считались одной из самых
опасных сект, и любая их
деятельность была запрещена.
Выйдя
в конце 80-х из подполья
достаточно малочисленной
организацией, Свидетели Иеговы,
видимо при поддержке "братьев"
из-за рубежа, развили бурную
деятельность. В январском
номере "Сторожевой башни"
за этот год даются примерные
оценки "возвещателей" -
агитаторов-пропагандистов по
разным странам. Их число
примерно соответствует общему
числу членов секты в
государстве. Так вот, в
наиболее крупных странах СНГ
их набралось более 201 тыс.
человек (Россия - 89, Украина - 85,2,
Белоруссия - 2, Молдавия - 14,4,
Казахстан - 10,6). При этом за год
их число увеличилось в среднем
на четверть - от 18% в Молдавии до
29% в Белоруссии.[1]
В чем
же причина такого успеха?
Конечно, ведущую роль сыграли
чувства людей, ищущих Бога в
посткоммунистическую эпоху.
Многие люди нуждались в
духовных руководителях и не
находили их в традиционных
конфессиях: кого-то
отталкивали сами священники
или церковнослужители, кто-то
по психологическому складу не
мог долго оставаться в одной
вере. Последних в провинции
встречается достаточно много.
Выйдя из традиционно
православной или баптистской
семьи, они за свою жизнь
умудряются побывать во всех
имеющихся в округе толках и
сектах, нигде не имея
возможности пристроить свою
измученную душу.
Но на
многих подействовал, видимо, и
"нездешний" вид
иеговистских агитаторов.
Представьте, как выглядит где-нибудь
на казахском полустанке
типичный "возвещатель":
хорошо подстриженный юноша от
20 до 35 лет, в выглаженной
белоснежной рубашке с
галстуком и в костюме,
напяленном, несмотря на 40-градусную
жару. Этакий нью-йоркский клерк,
занесенный в пустыню прямо с
экрана телевизора. Именно так
воспринимает его публика -
полупьяная, грызущая семечки и
никогда не вылезающая из
засаленных спортивных штанов и
мятых футболок.
Естественно,
что для немногих, хоть к чему-то
"нездешнему" стремящихся
местных жителей это - живое
воплощение западного образа
жизни, трезвого и энергичного.
Так что на первых порах их не
беспокоят сборы значительной
части зарплаты, нудное
поабзацное чтение "Сторожевой
башни" и поквартирный обход
родного города с
пропагандистскими целями.
Получается эдакий
провинциальный клуб по
интересам, где не пьют водку и
говорят по душам, а также, что
немаловажно, от которого ездят
в другие города, где общаются
со столь же приятными людьми.
Через
некоторое время многим такие
занятия надоедают, ибо долго
жить под тотальным и мелочным
контролем "братьев по вере"
- дело не слишком приятное и
доступное лишь небольшой части
публики. К тому же иеговизм,
безусловно, является религией
для бедных и темных -
доказательства содержатся в
том же январском номере "Сторожевой
башни".
Если
в развивающихся странах секта
делает трехаршинные шаги,
увеличивая свою численность
более чем на 10% в год, то в
благополучных странах Запада
наблюдается стагнация и более
того - потеря завоеванных
позиций. Во Франции, например,
из 123,2 тыс. активистов,
действовавших в 1996 г., в 1997 г.
продолжили активную
деятельность 120,4 тысячи, то
есть спад составил 2%. В
Германии и Канаде - нулевой
прирост активистов, в
Великобритании и Испании -
падение на 1%. В США и Италии
прирост есть, но всего
соответственно на 1 и 2%. Во всех
скандинавских странах - либо
нулевой рост, либо спад на 1-2 %.[2]
Так
что никакого особенного
развития деятельность
иеговистов в России, видимо,
иметь не будет. Они выберут
свою "золотую жилу" среди
весьма специфического
контингента верующих, а дальше
будут тщательно его оберегать
от конкурентов. Такова участь
любой секты.
НИКОЛАЙ МИТРОХИН
Москва
©"Русская мысль"
N 4243, Париж 29 октября 1998г.
[1] По
итогам 1999 года эти цифры
составляют: Россия – 102.5 тыс.;
Украина – 99.9 тыс.; Беларусь – 2.4
тыс.; Молдавия – 16.0 тыс.;
Казахстан – 11.7 тыс.. Всего по
перечисленным странам – 232.5
тыс.. (Здесь и далее примечания
катехизической службы).
[2] По
Франции: 1998 – 118.5 тыс., 1999 – 114.9
тыс.; в Германии, Канаде,
Великобритании и Испании в 1999
году убыль рядов свидетелей
составила по 1 проценту; В США и
Италии впервые рост полностью
прекратился.
|
|