|
КОММЕНТАРИИ
К БРОШЮРЕ СЕКТЫ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ” “КАК ЗАВЕСТИ И
ПРОДОЛЖИТЬ РАЗГОВОР НА БИБЛЕЙСКУЮ ТЕМУ”
Первое, что
бросается в глаза, так это
абсолютный отказ авторов
брошюры признать за людьми, не
принадлежащими к их секте,
права не разговаривать с
вербовщиками СИ и права на
собственные мнения, иные
вероисповедания и просто на
личную жизнь и собственный дом,
свободный от непрошеных гостей.
Если коротко
выразить смысл этой инструкции,
то он прозвучит так: в мире
имеет смысл и важность только
то, что делают и говорят СИ,
остальное – несущественные
отговорки от приобщения к
истинам СИ. Разумеется, ни в
брошюре, ни в устном разговоре
СИ столь откровенных
формулировок не допускают,
понимая, что таким образом они
мало кого привлекут на свою
сторону. Цинизм и презрение ко
всем не-СИ маскируются
лицемерным обманом по
инструкции, обучающей
подлаживаться под актуальные
заботы “обрабатываемых
объектов”. При этом рядовые
члены СИ не задумываются,
видимо, что такое отношение к
людям за пределами их секты
является закономерным
продолжением глубинных
внутренних принципов СИ.
Психологический
комфорт, поддержка группы и все
остальные положительные
дивиденды, которые они
получают в своей организации,
имеют два основных источника –
чисто условную любовь и заботу,
дрессируемую группой у всех
членов, и обычную человеческую
любовь и заботу, сохраняющуюся
у части СИ вопреки
деформирующему влиянию
группового контроля и давления.
Но и последнее на практике
превращается в разновидность
первого, т. к. предоставляется
только при одном очень важном
условии – полном и бездумном,
некритическом подчинении
группе.
В этом
контексте я употребил слово “дрессировка”
не случайно, уж больно явные
аналогии возникают при чтении
любых иеговистских текстов и
при наблюдении их практики: с
цирковыми животными не
дискутируют, а ищут изощренные
приемы, помогающие их
дрессировать для выдуманных
людьми представлений. Таковы,
собственно, тексты и практика
любых деструктивных культов:
они рассматривают всех людей
вне пределов своей группы и
вообще все, что не вписывается
в прокрустово ложе их доктрин и
представлений, как объекты для
подгонки (обтесывания и лепки)
к их безжизненным и одномерным
идеям.
Вот
замечательная фраза из этого
боевого устава:
“Не все прислушаются, и
мы, (с. 7) конечно, никого не
собираемся заставлять. Однако,
проявив находчивость, мы
нередко можем обернуть какое-нибудь
возражение, обрывающее
разговор, в дальнейшую беседу”.
В переводе на
общечеловеческий язык это
означает: “Мы не заставляем, мы
манипулируем и дрессируем”. В
Интернет есть замечательная
книжка о дрессировке животных
и людей – , ?
в которой очень хорошо
изложены принципы и методы
дрессировочного подхода как к
самому себе (самодрессировка),
так и к окружающим. Только в
этой книге предполагается
разумное и ограниченное
применение специальных техник
воздействия с одновременным
просвещением публики об их
сущности, осуждается
злонамеренное их
использование и разоблачается
представление об их
всемогуществе. В иеговистской
же инструкции манипулятивно-дрессировочный
подход маскируется
религиозной доктриной как от
самих СИ, так и от тех, кого они
пытаются вербовать.
В книге Карен
Прайор много говорится о
важности положительного
подкрепления. Подкрепление —
это событие, совпадающее с
каким-либо действием и ведущее
к увеличению вероятности
повторного совершения этого
действия. Положительное
подкрепление — это нечто,
желаемое субъектом: пища, ласка
или похвала. Вот как
формулируется техника
положительного подкрепления
на первой же странице
вербовочной инструкции:
“2. Неподдельный
интерес к людям, которых мы
встречаем, поможет тебе
затронуть их сердца, как это
делал Иисус (Марка 6: 34). Этот
интерес можно выразить теплой
улыбкой, приветливостью,
готовностью выслушать
собеседника и приспособить к
нему свои замечания, также
интерес можно выразить
вопросами, которые поощряют
твоего собеседника
высказаться и помогают тебе
понять его точку зрения (1 Кор. 9:
19—23)”.
Речь-то здесь
идет как раз о поддельном
интересе, т.к. в первом пункте
определен подлинный и
единственный интерес СИ:
“1. Наше задание — нести
“эту благую весть о царстве” (Матф.
24: 14, “Благая Весть”). Даже если
ты не говоришь о ней
непосредственно, помни: наша
цель — помочь людям осознать
ее важность или избавиться от
превратных мнений, которые
этому мешают”.
“Неподдельный
интерес по заданию”!!! Да-с,
шило в мешке сложно утаивать, и
не случайно эта инструкция не
входит в число тех брошюр, что
СИ раздают прохожим на улицах
или жильцам в квартирах.
Правильно
понять конкретные приемы – “зачины”
разговоров и готовые клише
против возражений и критики –
поможет еще одна прекрасная
книга . В
ней подробно и популярно
раскрываются стереотипные
механизмы человеческих
реакций на поведение и слова
окружающих людей, которые во
многом и используются
иеговистами в навязывании
своей компании и
мозгопромывочных бесед
малопросвещенным в социальной
психологии гражданам. В силу
этого она способна служить
развернутым комментарием к
этой брошюре и вообще методам
вербовки и индоктринации СИ (и
других деструктивных культов).
Там вы найдете действенные
рекомендации как по
распознаванию манипулирования,
так и по способам
сопротивления манипуляторам.
Например,
благодаря книге Чалдини вы
обратите внимание, как часто в
своей инструкции СИ советуют
вербовщикам ссылаться на “мнение
многих”: “многие думают”, “многие
считают”, “многие обеспокоены”
и т.д. Этот прием называется в “Психологии
влияния” “социальным
доказательством”. Он заменяет
реальные доказательства
ссылками на мнение или
поведение якобы большинства
людей и довольно эффективно
использует действительно
присущий практически каждому
человеку стереотип ориентации
“по большинству”, согласия с
мифическим или реальным
большинством.
Другие приемы:
- использование множества
приветливых слов и
выражений в надежде
вызвать благорасположение
собеседника и усыпить
критический настрой (используется
стереотип “благорасположение”);
- уступчивость и готовность
поделиться “всего лишь
одной мыслью, раз вы так
заняты или спешите” (используется
стереотип “взаимный обмен”);
- ссылки на Библию (стереотип
“авторитет”);
- провоцирующие
формулировки вроде “мы
разговариваем с людьми, по-настоящему
обеспокоенными качеством
сегодняшней жизни (смыслом
жизни и т.д.)” (стереотип “обязательство
и последовательность”).
Очень важно
понять, что смысл вербовки и
манипулирования становится
ясен тогда, когда вы прилагаете
усилия для отстаивания
собственных принципов и правил
общения, для торможения своих
обыденных стереотипных
реакций, проявляете встречную
активность и оправданную
резкость и жесткость, если
чувствуете сомнение в
искренности неожиданных
посетителей.
Например, вы
можете с полным правом, прежде,
чем включаться в тему
навязываемой беседы, настоять
на обсуждении самой ситуации с
вторжением в вашу жизнь. Так вы
перехватите инициативу и
обнаружите резкое уменьшение
энтузиазма и приветливости “ходоков”.
Для полноты картины можете
предложить посетителям
обменяться визитами, когда вы
тоже придете к ним без
приглашения и предложите
беседу по своему выбору. А
дальше, как говориться, следите
за реакцией.
Задайте
вербовщикам также (дополнительный
адрес ).
Очень помогут
разговаривать или правильно
отказаться от разговора с
иеговистскими вербовщиками или
критический .
В ближайшее
время на своем сайте
я планирую начать публикацию
иеговистского “Руководства
для школы теократического
служения”, подробного
учебника для подготовки
вербовщиков, чтобы как можно
больше людей смогли
познакомиться с подоплекой их
полупрофессиональной
подготовки в манипулировании.
14.08.2000
Евгений Волков,
психолог, канд. философ. наук,
доцент Нижегородского
госуниверситета.
|
|