Московская духовная семинария
Сектор заочного обучения
Архимандрит ИОНА
(Карпухин)
ЛИТУРГИКА
Учебное пособие для студентов 1 класса
Сергиев Посад
2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............4
1. Понятие о литургике……………………………………………………...4
2. Виды богослужения………………………………………………..……..4
Глава I. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
МЕСТО ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.........................................5
1. Понятие о храме…………………………………………………………..5
2. Происхождение храма…..……………………………………..…………5
3. Внешний вид храма……………………..…………………..……………9
4. Внутреннее устройство храма…………………………..………..……..10
4.1. Притвор……………………………………………………………………………10
4.2. Средняя часть храма…………………….…………………………......................12
4.3. Иконостас…………………………………………………………………………14
4.4. Алтарь и его принадлежности…………………………………….……..............16
5. Кладбища и их назначение……………………………………………...23
Глава II. ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ И ОБЛАЧЕНИЯ………………………..25
1. Священно- и церковнослужители………………………………………25
2. Священные одежды и облачения……………………………………….27
2.1. Одежда чтеца……………………………………………………………………..28
2.2. Диаконские одежды………………………………………………………………28
2.3. Облачения пресвитеров………………………………………………………….29
2.4. Архиерейские облачения………………………………………………………...31
Глава III. ВНЕШНЯЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
ПРАВОСЛАНОГО ХРИСТИАНИНА………………………………36
1. Способ созыва верующих к богослужению……………………………36
2. Православные праздники………………………………………………..39
3. Посты……………………………………………………………………..42
Глава IV. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ………………………………………..44
Общее понятие о Богослужебных книгах…………………………….......44
СВЯЩЕННО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ…………………………………..45
1. Богослужебное
Евангелие........................................................................45
2. Богослужебный Апостол………………………………………………..46
3. Псалтирь…………………………………………………………….……49
3.1. Следованная Псалтирь………………………….…………………………………...50
ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ……………………………………56
1. Понятие недельного круга богослужения……………………………...56
2. Октоих……………………………………………………………..……..57
3. Минея…………………………………………………………………......63
4. Триодь…………………………………………………………………….68
4.1. Постная Триодь…………………………………………………………………..69
4.2. Цветная Триодь…………………………………………………………………..70
5. Ирмологий (общие сведения)…………………………………………..70
6. Служебник……………………………………………………………….71
7. Чиновник…………………………………………………........................72
8. Требник………………………………………………………………......72
9. Книга молебных пений (общие сведения)…………………………......73
10. Иерейский молитвослов……………………………………………….74
11. Типикон…………………………………………………………………74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76
I. Последование вседневной вечерни……………………………………..76
II. Последование вседневной утрени……………………………………...79
III. Последование Всенощного бдения (Типикон, 2 глава)…………….82
IV. Поведение православного христианина в храме Божием…………89
V. Обязанности пономарей Покровского Академического храма
Московской Духовной Академии и Семинарии……………………92
VI. Словарь литургических терминов…………………………………….97
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА……………………………………...107
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие о литургике
Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. В задачу курса
литургики 1 класса Московской Духовной семинарии входит:
1) ознакомление с храмом, его устройством (внешним и внутренним), со священными
предметами, употребляемыми в православном Богослужении;
2) изучение богослужебных книг и порядка уставного отправления как отдельных
элементов Богослужения (чтение Священного Писания, Псалтири, пение стихир,
канонов), так и чинопоследований в целом (суточный круг Богослужения).
Этот материал излагается в настоящем курсе систематически, второй раздел после
первого; практически же, в целях лучшего усвоения учащимися Устава, подробное
ознакомление с каждой богослужебной книгой и с чинопоследованиями суточного
круга начинается уже на первых уроках, параллельно с изучением первого раздела.
С этой целью проводятся практические занятия в классе (чтение, пение, нахождение
Богородичных, в приложениях Минеи и т.д.).
Той же цели служат приложения, в которых даны схемы вседневной и воскресной
вечерни и утрени, часов, а также перечисляются обязанности пономарей.
2. Виды богослужения
Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или
со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же
христиане собираются на молитву в храм Божий (то есть Церковь), их молитва
называется церковной, или общественной.
Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями,
церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением,
или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия
и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения.
Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного состоит
в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для
всех вообще христиан, а частное - по просьбе отдельных верующих (требы).
Глава I
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
МЕСТО ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
1. Понятие о храме
Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий.
Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие
для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство
Святого Причащения и другие таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем
собираются верующие, называется Церковью - (с греческого ???????? - народное
собрание), то есть тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса
Христа.
Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как
Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатью. Кроме того, каждый храм
имеет свое особое название. Так, один из них называется храмом Воскресения
Христова, другой - Успения Божией Матери, третий - святого Иоанна Предтечи,
четвертый - святых апостолов Петра и Павла и т.д., то есть храмы построены и
посвящены Богу в память о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса
Христа, Божией Матери и святых угодников Божиих. Нередко в одном и том же
храмовом здании устраивается несколько алтарей. В таком случае один из них,
центральный, называется главным алтарем, а другие - в городе несколько храмов,
то обычно один из них называется соборным, так как в особо торжественные дни в
нем собирается для совершения Богослужения духовенство из других церквей.
2. Происхождение храма
Богослужение, как выражение внутреннего нашего богопочитания, началось с первых
дней бытия человека на земле. Наши прародители, созданные по образу и подобию
Божию и одаренные превосходными силами бессмертного духа, тотчас же после
создания их не могли не прославлять беспредельную благость, всемогущество,
святость и премудрость Творца. Их служение Богу выражалось в личном общении с
Ним, в постоянном прославлении Его и исполнении Его святой воли. Но недолгим
было блаженство Адама и Евы в раю. Они не сохранили заповедь Божию, согрешили и
были изгнаны из рая. После грехопадения и изгнания из рая они лишились
возможности непосредственного общения с Богом и стали благоугождать Ему
посредством молитв и жертвоприношений (Авель, Ной, Авраам, Иаков и др.).
В Ветхом Завете от Адама до Моисея верующие не имели храмов. Вся вселенная была
для них храмом Божиим, и они совершали Богослужение на жертвенниках под открытым
небом, на всяком месте. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной -
там, где он вышел из ковчега, а Авраам - на горе Мориа. Впоследствии люди стали
избирать для Богослужения по преимуществу те места, которые были ознаменованы
особенными явлениями и благодеяниями Божиими. Таковыми были: Сихем, где Бог
явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству Ханаанскую землю (Быт. 12,
6); Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу (Быт. 28, 19); Вирсавия, где Авраам
заключил союз с Авимелехом, царем Гарарским (Быт. 21, 30-33), и другие.
Храмовое богослужение в собственном смысле слова началось при пророке Моисее,
которому Бог повелел устроить скинию, или походный храм. Эта скиния была на
земле первым храмом, посвященным истинному Богу. В Священном Писании скиния
называется домом Господа, святым храмом Его (Пс. 5, 8), жилищем Господа (Пс. 74,
7), святилищем (Евр. 9, 1). Этот первоначальный храм Божий был устроен в виде
палатки и переносился с места на место. Сам Бог показал Моисею на горе Синайской
образ, по которому нужно было устроить скинию. Она разделялась на три части:
святое святых, святилище и двор. В ней поставленные Богом священные лица
совершали для еврейского народа церковные службы и жертвоприношения.
По образу скинии, но в более величественном виде, царем Соломоном был построен в
Иерусалиме великолепный, величественный храм на горе Мориа. При нашествии
Навуходоносора на Иудею этот храм был разрушен. После своего возвращения из
плена евреи построили храм второй Иерусалимский, просуществовавший до пришествия
Сына Божия на землю и разрушенный римлянами около 70 г. до Р.Х. Следует также
заметить, что после вавилонского плена иудеи стали собираться на молитву в свои
синагоги, а храм Иерусалимский посещали в великие праздники (Пятидесятницу,
Пасху, Преполовение - праздник Кущей).
Ветхозаветный храм был только один и служил единственным местом общественного
богослужения для всего народа Божия; этим внушалась мысль, что один есть Бог
истинный, Которому подобает поклоняться и служить.
В Новом Завете Господь наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за всех людей и
повелевший апостолам Своим идти в мир проповедовать Евангелие всем народам, не
назначал какого-то определенного места для общественного богослужения. Он учил
Своих последователей поклоняться Богу в духе и истине и Сам молился на всяком
месте (в пустыне, в горах, в саду Гефсиманском). Но хотя Господь наш Иисус
Христос учил, что на всяком месте можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для
особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу
(Мк. 14, 15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским)
храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено
таинство Евхаристии. Во время Своего общественного служения Христос неоднократно
посещал Иеруса-лимский храм и учил народ относиться к храму с благоговением, как
к Дому Божию, обличая тех, кто этого не делал (изгнание торгующих из храма).
В первые века христиане собирались для Богослужения в различных местах, которые
назывались церквами, или собраниями верующих. Первыми христианскими храмами, то
есть местами совершения богослужения, были "икосы", - дома, или фактически залы.
Эти дома, как места священные, требовали к себе и особо благоговейного
отношения. На это указывают слова святого апостола Павла, который упрекает
христиан за то, что они неправильно смотрят на место молитвенного собрания,
когда приносят с собой сюда пищу и питие: "Разве у вас нет домов на то, чтобы
есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?" (1 Кор. 11,
22). Этим противопоставлением святой апостол Павел указывает на высокое
достоинство церквей в отличие от домов.
Местом богослужения могла быть обширная трапезная. В этих горницах для целей
богослужения устраивались места для епископов и пресвитеров, для чтения
Священного Писания; был также стол для совершения Евхаристии. До торжества
христианства при Константине Великом христианские храмы часто находились в
частных домах.
Необходимо, однако, отметить, что во время гонений и народных волнений в Римской
империи христианам было очень трудно собираться для богослужения в храмах и
частных домах. Поэтому христиане часто устраивали богослужебные собрания в
глухих и отдаленных от жилищ местах (на кладбищах и в катакомбах), которые по
римским законам были неприкосновенными. "Катакомбы состоят из сети коридоров,
разветвля-ющихся иногда на большое расстояние и взаимно пересекающихся между
собою… В стенах коридоров… встречаются более и менее обширные комнаты. Гробницы
мучеников находились под полукруглым сводом. Плита, покрывающая гробницу, могла
служить престолом". "Алтарем, или престолом, обыкновенно служила гробница или
саркофаг мученика, приставленный к стене: иногда престол устроялся особо, пред
особой нишей, где помещались седалище для епископа и места для пресвитеров. Свет
и воздух в катакомбы проникали через люминарии - отверстия, или отдушины,
проведенные из внутренности катакомб на поверхность земли".
В катакомбах, можно сказать, зародилось церковное искусство. Все, что было для
христиан священным, они изображали символами. Смысл их заключался в том, что в
трудное время христианам было удобнее выразить свою веру под покровом символа и
тем спастись от преследований. Христианский символ был понятен только христианам
и ничего не говорил язычникам. В катакомбах встречаются следующие символические
изображения:
1) якорь - знак, или образ, христианской надежды: как в морскую бурю якорь
служит опорой корабля, так и в земной жизни христианская надежда является опорой
души;
2) голубь - символ Святого Духа и невинности, незлобия христианской души;
3) феникс - по древнему верованию, не умирающая птица, символ воскресения;
4) павлин - символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не
подвергается разложению;
5) петух - символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое
пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых;
6) агнец - символ Иисуса Христа, Который в Евангелии называется Агнцем;
7) оливковая ветвь - символ вечного мира;
8) лев - символ духовной силы и могущества;
9) лилия - символ чистоты;
10) рыба - указывающая, с одной стороны, на то, что христиане улавливаются для
Царствия Божия проповедниками христианства подобно тому, как рыба улавливается
неводом, а с другой стороны, потому что греческие буквы, из которых состоит
слово (ИХФЕС) заключает в себе начальные буквы слов: Иисус Христос, Божий Сын,
Спаситель;
11) виноградная лоза, напоминающая о таинстве Причащения;
12) корзина с хлебами, напоминающая о том же Таинстве.
К числу таких же символов нужно отнести изображение мифического поэта Орфея с
лирой в руках, который символизирует Иисуса Христа: как Орфей своей лирой
укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе человеческие
сердца.
В период относительного спокойствия между полосами гонений христиане опять
устраивали богослужебные собрания или в своих частных домах, или в специальных
молитвенных зданиях, которые появляются не позднее III века.
В промежутках между гонениями было построено немало церквей, так что в 303 году
в одном Риме было более 40 церквей. Кроме Рима, такие открытые церкви
существовали и в других городах, например, Неокесарии, Никомидии, Тире и т.д. Со
времени Константина Великого начали строить величественные церкви. Самой
употребительной формой церквей была форма базилики. Ими назывались в Греции
особые общественные здания, устраиваемые около общественных площадей и
предназначенные для судостроительства и для произнесения речей.
В IV веке гонения на христиан прекратились и христианство получило полную
свободу. После издания Константином Великим в 313 году Миланского эдикта
началось деятельное построение храмов. Запустевшие языческие капища, некоторые
дворцы и палаты (базилики) превращались в христианские храмы. Особенно много
потрудилась в деле храмостроения мать Константина Великого - святая
равноапостольная Елена. Ею были построены христианские храмы на местах,
связанных с земной жизнью Иисуса Христа (в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и
др.). И в последующее время, чем шире распространялось и укреплялось
христианство, тем более умножалось число храмов Божиих. В этот период можно
отметить особо величественный храм Софии Премудрости Божией в Константинополе,
построенный императором Юстинианом (532-537 гг.).
Когда свет веры Христовой проник и к нам, в наше Отечество, то и у нас стали
появляться и с течением времени умножаться святые храмы как места общей молитвы
православных христиан.
К числу замечательных русских храмов, сохранившихся доныне, принадлежат Троицкий
и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, храмы Московского Кремля,
храм Покрова на Нерли (1165 г.), Успенский собор во Владимире и бесчисленные
другие.
3. Внешний вид храма
Православные храмы имеют различную внешнюю форму:
1) продолговатого четырехугольника (вид корабля);
2) креста;
3) звезды;
4) круга.
Такие формы получили большое распространение по своей внутренней символической
связи с христианским вероучением.
1. Продолговатая форма храма в виде корабля выражает ту мысль, что мир есть
житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и
достигнуть тихой пристани - Царства Небесного. Кроме того, указанная форма храма
обозначает, что Церковь спасает нас от вечной погибели, подобно тому, как Ноев
ковчег спас от потопа людей, не отступивших от Бога.
2. Крестообразная форма храма указывает на то, что в основании Церкви лежит
Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.
3. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам вифлеемскую
звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как
путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.
4. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и
Церковь Христова будет существовать вечно. "…создам Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее" (Мф. 16, 18) - говорит Сам Спаситель.
По внешнему виду храм отличается от обычных зданий тем, что над ним вместо
потолка возвышается купол, который означает небо. Купол же, в свою очередь,
увенчивается главой с крестом наверху (главы иногда называются "маковицами",
"лбами"). Крест говорит о том, что это храм христианский и в нем прославляется
распятый на кресте Господь наш Иисус Христос. Иногда крест в нижней части имеет
форму полукруга, напоминающего собою якорь как символ христианской надежды на
спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира Господа Иисуса Христа.
Глав над храмом бывает не одинаковое число: одна, три, пять, семь, девять,
тринадцать и больше. То или иное число глав имеет особое значение.
Одна глава указывает на главу Церкви - Господа Иисуса Христа;
три - на Святую Троицу;
пять - на Иисуса Христа и четырех евангелистов;
семь - на число таинств;
девять - на число чинов ангельских;
тринадцать - на Господа Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Домовая церковь по внешнему виду отличается от обычных зданий тем, что ее крыша
увенчана крестом, как победным знаменем, или иконой над входом.
Встречаются двухъярусные храмы, символизирующие Церковь небесную - торжествующую
и земную - воинствующую.
В восточной части христианского храма, какой бы формы он ни был, устраивается
алтарь. Обычно алтарь выделяется в самом здании своей полукруглой формой. Эта
пристройка называется алтарной апсидой.
Люди, стоящие в храме лицом к алтарю, молитвенные свои взоры обращают на Восток.
На Востоке был рай, на Востоке совершилось дело нашего спасения. Кроме того,
Спаситель своим пришествием осветил весь мир, подобно солнцу, восходящему с
востока.
С западной части к храму пристраивается высокая башня, называемая колокольней,
на ней висят колокола, звон которых служит средством сообщения верующим о
совершении богослужения. Иногда колокольня помещается отдельно от здания храма.
Колокольня и алтарь, как и средняя часть храма, завершаются большой и малой
формы куполами и крестами. У нас, в России, православные храмы строились лучшими
зодчими, они являются украшениями населенных мест, святыней и гордостью народа и
живыми памятниками русской истории.
4. Внутреннее устройство храма
Как ветхозаветная скиния и храм Соломонов, устроенные по повелению Самого Бога
(Исх. 25, 40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и
христианский православный храм разделяется на три части: алтарь ("высокий
жертвенник"), собственно церковь или храм, и притвор.
4.1. Притвор
Первая от входа часть храма называется притвором, или предхрамием. Притвор
разделяется на две части: внутренний притвор и внешний притвор, или паперть.
Внутренний притвор называется трапезной, такое название происходит от того, что
в некоторых церквах, и особенно в обителях, в этой части храма трапезуют иноки.
В древности притвор (внешний и внутренний) предназначался для оглашенных и
кающихся и по своей площади почти равнялся среднему храму.
Оглашенными назывались люди, которые, изъявив желание принять христианство,
изучали истины веры и правила христианского благочестия.
Кающимися назывались те христиане, которые несли епитимию.
Оглашенные и кающиеся, по степени усвоения ими христианского учения или по
степени раскаяния, делились на несколько степеней и стояли ближе или дальше от
алтаря.
Оглашенные разделялись на три степени:
1) слушающие поучения;
2) коленопреклоняющие;
3) готовящиеся к просвещению.
Все они могли стоять во внутреннем притворе.
Кающиеся разделялись на 4 степени:
а) плачущие,
б) слушающие,
в) припадающие;
г) стоящие с верными.
а) Плачущие - это те, кто во время совершения Богослужения стоял на открытом
месте, вне храма (на площадке паперти), с плачем прося идущих к богослужению
верующих молиться за них.
б) Слушающие - это те, кому дозволялось стоять вместе с оглашенными во
внутреннем притворе, где они могли слушать чтение Священного Писания и поучения,
удаляться оттуда они должны были одновременно с оглашенными, во время возгласа:
"Елицы оглашении изыдите".
в) Припадающими, или коленопреклоняющимися, назывались те лица, которые при
совершении Литургии имели право стоять в самом храме (в передней его части до
амвона) и перед оставлением храма (вместе с готовящимися ко крещению, до начала
Литургии верных), слушали особые произносимые за них епископом молитвы.
г) Стоящие совместно с верными - это те, кто допускался к присутствию при всем
совершении Литургии, только без права причащения.
Во внутреннем притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться:
1) часы (Типикон, глава 2, 9);
2) лития на вечерни (Типикон, глава 2);
3) повечерие (Типикон, глава 7);
4) полунощница (Типикон, глава 9) и некоторые другие чинопоследования.
В настоящее время притвор внешний, то есть паперть имеет значение обыкновенных
сеней. Здесь священник в сороковой день читает молитву "жене родительнице",
здесь же иногда производится продажа (просфор, свечей, икон и т.д.).
4.2. Средняя часть храма
Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и
алтарем. Эта часть храма в древности состояла из трех отделений, называющихся
нефами: средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный
для мужчин, северный для женщин.
При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда
"стоящих с верными"), а перед ними верные - мужчины и женщины, каждые в своих
отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины,
разделялись перегородками или колоннами. Принадлежностями этой части храма
являются: солея, амвон, клиросы и архиерейский амвон, аналои, иконы, иконостас.
а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение,
составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно
уважения. Отцы Церкви называли это возвышение солеей. В церкви для Святых Даров
имеются два Престола в собственном смысле слова: один - внутренний, другой -
внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй - солея для
преподавания их верным.
Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея
назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени
солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.
б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расширяется и выступает в
средний храм. Это место называется амвоном - "восхождением". Отсюда диакон
возглашает ектении, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще
проповедник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам святителя
Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба
Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о
воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только
священники и диаконы, символизирующие ангела, и на нем читают Слово Божие, то на
него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения.
Иподиаконы и чтецы при чтении Апостола или паремий не восходят на амвон, а
становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским в отличие от
архиерейского амвона.
в) Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для
чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос - место для низших клириков -
церковнослужителей. Около клиросов ставятся хоругви.
Хоругвь (в переводе на русский язык означает "управлять", "руководить")
священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и украшенного
священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или
металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко.
Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего
крестного хода - они как бы пролагают ему путь. Хоругви, имея вид воинских
знамен, представляют собой победные знамена Церкви Христовой.
г) Архиерейский амвон. Во время архиерейского служения среди храма устраивается
возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном.
Архиерейский амвон называется в богослужебных книгах также: "место, где
облачается архиерей" (Чиновник Большого Успенского Московского собора),
"облачальное место" (Чиновник освященного храма), "уготованное место" (Чиновник
Литургии святителя Иоанна Златоуста), "рундук". "На облачальном месте" архиерей
не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда
всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.
д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, который представляет собой
переносный столик, с наклонной верхней частью. Аналой обычно покрывают покровами
из парчи или другой материи. На аналой кладутся: 1) Евангелие для лобызания и
поклонения, 2) святые иконы в честь угодников Божьих или воспоминаемых священных
событий, то есть праздничные иконы, также для поклонения и лобызания. Аналои
могут устанавливаться в различных местах храма, где имеется в этом
необходимость.
е) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона - это
священное изображение лика Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых
апостолов и всех вообще святых угодников Божиих, предназначенное служить нам,
верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и
близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона - неотъемлемая
принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается
Пантократор - Господь Вседержитель.
4.3. Иконостас
Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом - дощатой стеной,
украшенной святыми иконами. Первоначально такая стена предназначалась для
отделения средней части храма от алтаря. Для этой цели в древней Церкви
ставились деревянные решетки или преграды между средней частью храма и алтарем,
а также протягивались завесы. Этими решетками или преградами преграждался доступ
к алтарю мирянам, а завесами закрывалось совершение таинства Евхаристии от
неверных и оглашенных; равно как и от верных в известное время. На этих решетках
впоследствии стали ставить святые иконы как для чествования и лобызания их
верными, так и для выражения той мысли, что алтарь служит образом (символом)
неба и что при Богослужении небесная Церковь предстоит с земною. Этот обычай
поставлять на решетках святые иконы получил всеобщее распространение со времени
VII Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание.
В настоящее время иконостас, на основании практики древней Церкви, устраивается
по следующему образцу.
Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса - широкие,
двухстворчатые, против Святого Престола, называются "Царскими" дверями, или
вратами, потому что через них на Литургии проходит Царь славы для напитания
верных Своим Божественным Телом и Своею Кровию. Царские двери называются
"святыми" (Типикон, глава 23), так как через них выносятся Святые Дары; они
имеют такое наименование еще и потому, что через них нельзя входить в алтарь и
выходить из него простым людям (мирянам); ими проходят только лица освященные,
имеющие священный сан (священнослужители): диаконы, священники, архиереи (см.
Новая Скрижаль).
Царские врата называются еще "великими" (Типикон, последование Пасхи, Литургия)
по величине их, в сравнении с другими дверями, по величию благодатных даров,
которых через них сподобляются верующие, и по тому значению, какое они имеют при
Богослужении.
Открытие Царских врат изображает то, что всем людям открыто Царство Небесное.
За Царскими вратами в алтаре привешивается "завеса" ( ), которая во время
Богослужения то задвигается, то отверзается, сообразно со значением молитв и
священнодействий того или иного момента Богослужения. Завеса нам напоминает о
непостижимости тайн Божиих. Отверзание означает откровение тайны нашего спасения
и открытие Царства Небесного через воплощение Сына Божия; задергивание завесы
напоминает нам о нашем греховном состоянии, лишающем нас наследия Царства
Небесного.
Завеса имела наименование "горних дверей" (так как она опускалась сверху вниз),
или внутренних, тогда как Царские врата назывались "внешними".
На Царских вратах помещаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех
евангелистов. Пресвятая Дева Мария первая удостоилась получить от архангела
Гавриила радостную весть об открытии людям дверей Царства Небесного через
рождение от Нее Спасителя мира. Поэтому на Царских вратах, напоминающих нам
здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещается изображение этого великого
события - Благовещения. Царские врата в древности назывались также "райскими"
(см. "Путешествие" архиепископа Антония Новгородского). Над ними встречаются
надписи, соответствующие толкованию слова "алтарь" в значении "рай", например,
"Радуйся, райских врат отверзение" (Московский Казанский собор).
Евангелисты изображаются на Царских вратах потому, что написанное ими Евангелие
(радостную весть) они до скончания века проповедуют всему миру. Евангелисты -
первые распространители первой в мире радостной вести о пришествии на землю Сына
Божия.
Над Царскими вратами помещаются изображения Тайной вечери. По правую сторону от
Царских врат помещается икона Спасителя, по левую - Божией Матери. Рядом с
иконой Спасителя ставится икона храмового праздника и святых, особо чтимых в
данной местности. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются местными.
Двери с левой стороны Царских врат - узкие, одностворчатые - ведут к жертвеннику
и называются "северными". Через них выносят "честные дары" для поставления на
престол; выносится крест на утрени 27 сентября, 14 августа и в Крестопоклонную
неделю; совершается вход с Евангелием; на вечерне выход на литию; из них выходят
священнослужители для каждения храма и произношения ектений.
С правой стороны от Царских врат расположены "южные двери" ("полуденные"),
ведущие в диаконник, или ризницу (сосудохранительницу) и потому в древности
называвшиеся "диаконскими". Южными дверями священнослужители входят в алтарь по
окончании каждения, после произнесения ектений и прочтения молитвословий
(светильничных и утренних молитв).
Южными дверями в древности диаконы выносили народу благословенный хлеб и
Богоявленскую воду. Кроме того, диаконы этими дверями выходили для выполнения
своих обязанностей по наблюдению за благочинием народа и т.п. На этих боковых
дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (святой первомученик Стефан,
святой Лаврентий, святой Евпл и др.) или святые ангелы, как вестники воли
Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Перед иконами первого яруса
обычно стоят подсвечники и висят лампады.
Над первым рядом икон в иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов.
В таком случае во втором ярусе находятся изображения двунадесятых праздников.
Третий ярус иконостаса представлен иконами святых апостолов и их преемников -
святителей, а посредине, над Царскими вратами, изображение Иисуса Христа с
предстоящими Ему Богоматерию и Иоанном Предтечей. Третий ярус обычно называется
"деисусным рядом" (с греческого " " - "моление"), так как на помещаемой здесь
иконе к Спасителю обращают свои молитвенные взоры Божия Матерь и святой Иоанн
Креститель.
В четвертом ярусе помещаются иконы святых пророков, а посредине - изображение
Богоматери с Предвечным Младенцем, о Котором, главным образом, и возвещали
пророки.
Пятый, последний, верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, и среди
них изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица.
Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения
членов Церкви со Христом и между собою. Иногда по сторонам креста изображаются
Божия Матерь и святой апостол Иоанн Богослов, стоявшие у креста Спасителя (Ин.
19, 25-26).
Вся совокупность икон, помещенных в иконостасе, выражает идею Вселенской Церкви.
Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует, с кем мы,
верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, кого имеем
предстоятелями за себя перед Богом и с кем составляем единую Церковь Христову.
Иконостас - это "лестница Иакова", по которой восходят и нисходят не только
святые ангелы, но и вся торжествующая Церковь. Благоговейному богомольцу
представляется весь сонм святых живых, движущихся вверх и вниз.
Нет большей красоты церковной, как многоярусные иконостасы - это полнота Церкви
торжествующей, представленной по одной громадной плоскости перед взором народа,
обращенным на Восток… Святые отцы увенчали истины нашей веры богословской
системой, а иконописцы - византийские и русские - выразили их красоту духовную в
иконах.
Такое размещение Церковью икон в иконостасе строго сообразно с назначением
христианского храма вообще и главнейшей его части - алтаря, в частности.
4.4. Алтарь и его принадлежности
Алтарь является главной частью святого храма в силу того, что в нем помещаются
важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы -
прежде всего Божественная Литургия.
Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется
тем, что древние пророки, предсказывая пришествие Спасителя, называли его
Востоком, Сам Он называл Себя "Светом мира". По этой причине христиане и строят
свои алтари в восточном направлении, где появляется утренний свет. Алтарь (как
показывает значение самого латинского слова "alta ara" - возвышенный жертвенник)
устраивается выше других частей храма - одной ступенью, двумя или более. Таким
образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь
указывает на то, что он знаменует горний мир, означает небо, означает место, где
особо присутствует Бог.
Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства
верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши
прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места, откуда Господь шествовал
на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его
воскресение и вознесение на небеса.
В некоторых храмах, как уже упоминалось, имеется несколько алтарей. Один из них,
центральный, называется главным, по нему носит название и храм; остальные алтари
называются "приделами".
В алтарь никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не
дозволяется. Алтарь - святое место, доступное для лиц, освященных на служение
Церкви, и недоступное для мирян, особенно для женщин.
4.4.1. Престол
Самую главную принадлежность алтаря составляет святой престол ( ), знаменующий
собой престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствия
Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда
престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва "о
всех и за вся", то есть за весь мир. Престол изображает собою и Гроб Христов,
так как на нем полагается тело Христово.
Во изображение единственности жертвы Христовой на одном престоле в один день
совершается только одна литургия. Престол представляет собой стол с крышкой
квадратной формы. Сооружается престол из твердого материала: дерева, камня,
металла, изображая тем самым Христа - краеугольный камень и твердое основание
Церкви. Престол находится посредине алтаря, против Царских врат. Его квадратная
форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех
четырех стран света.
Поскольку престол имеет значение и Гроба Христова, и престола Божия, он имеет
два вида одежды, или облачения. Нижнее облачение называется срачицею, которая
надевается при освящении престола и остается несменяемой. Она изображает
погребальные пелены (плащаницу), которою было обвито тело Иисуса Христа при
погребении.
Срачица делается из белого полотна. Верхняя одежда называющаяся "индитией" ( -
одеваю), делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою
славу престола Божия.
Индития может быть темного цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, -
светлой. Срачица и индития покрывают престол со всех сторон. Иногда индития
представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается
покрывалом.
На святом престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие,
крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница.
Антиминс (от греч. - вместо, и лат. teiisa - стол, что означает "вместо стола",
"вместопрестолие") - это освященный архиереем шелковый или льняной плат (платок)
с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя,
четырех евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитою под изображением
частицею святых мощей. На антиминсе имеется надпись, что этот антиминс дан
таким-то архиереем в такую-то церковь. На престоле, не имеющем антиминса,
Литургия не может быть совершена.
Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане
в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения
в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев
по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия святых
мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы,
христиане стали устраивать престолы и под ними полагать мощи святых.
Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на престол, ставил
на него ковчег, или ларец со святыми мощами. По дальности расстояния епископ
часто не мог освятить все храмы; тогда он поручал это кому-нибудь из
священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу святых мощей.
Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются святые мощи, в
то же время он служит свидетельством того, что богослужение в этом храме
совершается не самочинно, а по благословению епископа.
Обычай полагать мощи святых под престолом имеет основание в Священном Писании. В
данном случае Церковь руководствуется:
1) Откровением святого Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и "под
жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели"
(Апок. 6, 9);
2) тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым
основанием Церкви, служит для нее "багряницею и виссом" (тропарь при освящении
храма).
Такова история антиминсов. Святой антиминс был введен в употребление для того,
чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников,
нападавших на православные христианские храмы и разорявших их.
Антиминсы для большей сохранности завертываются в другой плат, называемый
илитоном ( - обвертка, повязка). Он напоминает собою "сударь", которым была
обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается только на
Литургии, а именно перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее.
Если во время службы храму угрожает опасность, например, от пожара, то священник
должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить
Литургию. Илитоны - платы, которыми вытирают уста причащающимся.
Евангелие - ( - благовестие), как содержащее учение Спасителя, напоминает нам o
присутствии на престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей
светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными
изображениями - на верхней части изображением Воскресения Спасителя, а по
четырем сторонам четырех евангелистов, на обратной стороне обычно бывает
изображение креста, и орудий страданий Иисуса Христа.
Поскольку престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная
Господом, то на нем и полагается Крест, как орудие нашего спасения, Крест
означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира.
Дарохранительница и мирница стоят в восточной части святого престола.
Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма или
надгробной часовни в миниатюре. В ней в небольшом ларце хранятся Святые Дары,
которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих.
Дарохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным
футляром.
Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или
умирающему, называется дароносицей. Она представляет собой небольшой серебряный
или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для
вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный
из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет
дароносицу у себя на груди. В остальное время она хранится на святом престоле.
Дарохранительницу называют: киворием, кивотом, ковчегом. Ковчег означает:
1) место, где был погребен и воскрес Иисус Христос;
2) стражу, которая была приставлена ко Гробу Спасителя, дабы ученики тайно не
унесли Его тела;
3) напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия.
Некоторые же литургисты (в частности, А. Дмитриевский) киворием называют сень
над престолом (балдахин). Около дарохранительницы стоит мирница - ларец, где
находится флакон со святым миром, употребляемым при таинстве Миропомазания.
Миро (происходит от слова - благовонный сок, благовонный елей) - маслянистая
ароматическая жидкость, которая варится в Москве в храме бывшего Донского
монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в
Богоявленском Соборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассылает миро по мере
надобности епархиальным архиереям, а те - подведомственным им церквям.
Над престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое
над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри
кивория висело изображение голубя, в котором полагались Святые Дары. За
престолом поставляется подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником, а
также запрестольный крест и икона. Семисвечник символизирует собой семь даров
Святого Духа (запрестольный крест и икона выносятся на крестных ходах).
Место за престолом по направлению к Востоку называется горним, то есть высшим.
Святитель Иоанн Златоуст называет его "горним престолом". Горнее место - это
возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором
стоит седалище ( ) для епископа. Архиерей на горнем месте сидит во время чтения
Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на горнем
месте, он изображает собою Господа Славы - Самого Иисуса Христа. Горнее место
напоминает нам гору блаженств, а также гору Елеонскую, с которой Спаситель
вознесся на небо.
В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на горнем месте
устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и
локотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это
же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово
"интронизация", по-славянски "воспрестолие" - "настолование".
На горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих
священников. Все это вместе взятое называется сопрестолием. Сослужащие епископу
изображают святых апостолов и их преемников.
4.4.2. Жертвенник. Назначение и духовный смысл,
священные предметы на жертвеннике
Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в
северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник
представляет собой стол, меньший по величине, чем престол, имеющий такие же
одежды. На жертвеннике во время последования первой части Литургии - проскомидии
- приготовляются дары (вещество) для священнодействия Божественных Тайн, то есть
здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник
иногда называют предложением ( - столом, где полагаются дары, предложенные
верными для совершения Божественной Литургии). При совершении проскомидии
вспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует
Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а также гору Голгофу, место Его
страданий.
На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные
сосуды таинства Святого Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир,
звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров.
Дискосом ( - глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагаются
Святой Агнец, то есть та часть просфоры, которая на Литургии после призывания
Святого Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы.
Дискос отличается от других блюд, употребляемых на литургии, тем, что имеет
подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе
Святые Дары и держать его на голове.
На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и
выгравировываются по окружности слова: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира". В
разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился
Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело. Кроме
дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с
изображением креста, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с
изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в
честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших.
Потир ( - чаша, сосуд для питья) - это священный сосуд особого устройства, в
который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой,
прелагаемое на Литургии после призывания Святого Духа в истинную Кровь Христову.
На чаше изображается Христос, Божия Матерь, святой Иоанн Креститель и орудия
страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: "Пийте от нея
вси, сия есть Кровь Моя". Потир особо символизирует чашу страданий, испитую
Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в
которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом
вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Святых Даров и во время
причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро
Христово, из которого истекла кровь и вода.
Как дискос, так и потир введены в употребление со времен апостольских. Дискос
тогда делали из дерева, а потир - из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются
из серебра и золота.
Звездица ( - звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собою
винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена
в употребление святителем Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии
дискоса покровцом не были смешаны частицы, вынутые из просфор и положенные в
определенном порядке. Звездицей дискос покрывается также тогда, когда на нем
полагаются святые мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она
употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к
родившемуся в Вифлееме Спасителю мира.
Копие ( ) - нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон,
употребляемый для изъятия из просфоры Святого Агнца и его прободения, а также
для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский
воин ударил в ребро Христа Спасителя.
Лжица ( ) - маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения
мирян. Она знаменует те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря,
прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6, 6). Угль Тела и Крови
Христовых очищает и тело и душу верующих (смотри об этом в Дополнительном
Требнике).
Губа, или губка, или муса ( ) - высушенное морское растение, употребляемое для
вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц
(после причащения), полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою
ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом,
смешанным с желчью.
Покровы ( ) употребляются для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним
покрывается дискос, вторым - потир, третьим - и потир и дискос вместе. Первые
два носят название покровцев, а третий - покрова. Обычно покров и покровцы
называются воздухами. Но покровец над дискосом называется , а покровец над чашей
, а третий называется воздухом , так как этим покровом над Святыми Дарами во
время пения Символа веры священник колеблет, потрясает воздух и тем изображает
землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении.
Колебание воздухом символизирует веяние Святого Духа. Покровцы на проскомидии
символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни:
1) сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе;
2) плащаницу, которой было обвито тело Иисуса;
3) камень, приваленный к двери гроба.
За жертвенником устанавливается крест с распятием Спасителя и лампада.
4.4.3. Сосудохранительница
Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная,
правая - для сосудохранения. Здесь хранятся книги, облачения и священные сосуды,
употребляемые при богослужении, а также хлебы, "прежде Литургии принесенные и в
свое время освященные" (Новая Скрижаль, с. 27), и вода, освященная в день
Богоявления Господня. Эту воду диаконы в древности выносили и давали кающимся и
отлученным от причастия. Сосудохранительница называлась диаконником, потому что
она находится в непосредственном распоряжении диаконов, которые и являются
хранителями священных вещей, здесь содержащихся; она называлась также местом
сбережения сосудов и одежд. В диаконнике хранятся, в частности, купель, сосуд
для мира, венцы, хоругви, светильники, кадильницы.
Кадило, или кадильница, является необходимым богослужебным предметом. Кадило
представляет собою чашечку, закрываемую сверху крышкой. К чашечке прикрепляются
три или четыре цепочки, за которые держат кадило при совершении каждения. В
кадиле воскуряется ладан (благовонная, душистая древесная смола). В древности,
да и в некоторых монастырях (на Афоне) и сейчас употребляется ручное кадило,
называемое кацией.
Воскурение ладана (фимиама) при каждении является выражением желания молящихся,
чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому как дым из
кадила возносится к небу; чтобы они были так приятны Богу, как бывает приятно
благоухание фимиама.
Когда священнослужитель совершает каждение всех присутствующих, этим
изображается благодать Святого Духа, распространяющаяся везде и на всех.
Каждением святых икон, креста, Евангелия и прочих священных предметов
изображается чествование Самого Господа Бога и Его святых.
Каждение всегда соединяется с молитвой, которую произносит священник или
архиерей при благословении кадила. В молитве он просит, чтобы Господь принял
кадило "в воню" благоухания духовного, то есть чтобы люди, предстоящие и
молящиеся, были духовно приятным благоуханием Христу, чтобы Господь, принимая
кадило в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал молящимся благодать Своего
Пресвятого Духа. Чин каждения указан в 22 главе Типикона.
При совершении литургии употребляются также сосуды второстепенного значения,
например, ковш - небольшой сосуд с ручкой, которым на проскомидии вливается в
потир вино с водою и в котором приносится теплота (теплая вода), вливаемая в
чашу перед причащением.
Сосуд, в котором освящают воду (на праздник Крещения Господня и перед Литургией
в храмовые праздники), называется водосвятной чашей. При ней обыкновенно бывает
кропило (кисть, сделанная из тонких стебельков морской травы), служащее для
окропления святой водою лиц и вещей, требующих освящения.
5. Кладбища и их назначение
Антропологическим основанием христианской практики предания тела умершего
человека земле является библейское учение о возвращении тела в землю (Быт. 3,
19). Для погребения умерших членов Церкви существуют особые места - кладбища.
В соответствии с православным учением о человеке кладбище рассматривается как
место временного пристанища одной из составных частей единого целого, каковым
является человек, а именно его тела, разъединенного смертью с душой на некоторый
срок. В силу этого для православного христианина кладбище есть святое место, где
покоится прах усопших до определенного Богом времени: "Не дивитесь сему, ибо
наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и
изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение
осуждения" (Ин. 5, 28-29).
Погребая умерших, христиане ставят над их гробами кресты-памятники. Кладбища,
как по церковным, так и по гражданским правилам должны устраиваться за пределами
города или населенных мест. Издревле существует обычаев совершать на кладбищах
богослужение. Поэтому на кладбищах, отдаленных от приходских храмов, часто
устраивались церкви и часовни. Слово "часовня" произошло от того, что здесь
могут совершаться часы. От храма часовни отличаются тем, что не имеют алтаря, в
них нет престола и антиминса и, следовательно, в них не может быть совершена
Божественная Литургия.
В прежние времена, когда храмы в небольших населенных пунктах стояли по
соседству с полем, а в более крупных населенных пунктах часто граничили с
незастроенными местами, кладбища устраивались около храмов, даже в церковной
ограде.
Глава II
ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ И ОБЛАЧЕНИЯ
1. Священно- и церковнослужители
Поскольку христианское богослужение является общественной молитвой, в нем имеют
право участвовать все христиане - или как молящиеся, или как совершители
богослужения. Совершители богослужения разделяются на священнослужителей и
церковнослужителей.
1. Священнослужители - лица, получившие в таинстве Священства через епископское
рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Церкви.
2. Церковнослужители - лица, получившие благословение прислуживать в церкви во
время богослужения. Им может быть преподано благословение на несение своих
обязанностей епископом через хиротесию.
1.1. Священнослужители
Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три: 1)
епископы; 2) пресвитеры (священники); 3) диаконы.
1. Епископ - это высшая степень священства в Церкви. Епископ является:
а) предстоятелем общества верующих;
б) главным начальником над священниками, диаконами и всем церковным причтом
своей епархии.
Ему принадлежит право:
а) совершать богослужения;
б) совершать все таинства;
в) освящать миро для таинства Миропомазания;
г) освящать антиминсы;
д) освящать храмы.
В зависимости от масштаба территориального управления Церкви и ее исторических
условий епископы получают различные наименования. Епископ, управляющий Церковью
целой страны, обычно называется патриархом , то есть первым из епископов (с
греческого - семья, племя, род, поколение и - начинающий, начальствующий).
Епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от
территориальных и исторических условий, называется митрополитом, архиепископом
или просто епископом. Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным
епископам как почетное отличие, как награда за особые заслуги или за многолетнее
ревностное служение Церкви. Митрополит у нас в России носит в отличие от прочих
архиереев белый клобук.
Те области, которые управляются митрополитами, часто называются митрополиями; а
области, управляемые архиепископами и епископами - епархиями.
Некоторые епископы не имеют самостоятельной области управления, а являются
помощниками при других, старших архиереях; такие епископы называются викарными.
2. Вторую степень священства составляют священники (пресвитеры - - старший). В
таинстве Хиротонии священники получают благодать и право:
а) учить народ;
б) совершать церковные службы;
в) совершать таинства, кроме таинства Священства (то есть иерей не может
рукополагать; ему не дано также право освящать миро и антиминсы).
Священник имеет право освящать храм, но только с благословения правящего
епископа.
Пресвитеры носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры.
Протоиерей ( - первый иерей) - звание, которое даётся священнику как почетное
отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Это
звание не дает никакой власти; протоиерей имеет только первенство чести.
Старший иерей Патриаршего собора в Москве называется протопресвитером.
Иереи из монахов называются иеромонахами. Старшие из иеромонахов, которым может
быть поручено управление монастырем, называются игуменами и архимандритами.
Игумен - начальник, предводитель монахов. Архимандрит ( ) - начальник монастыря.
В белом духовенстве сану архимандрита соответствует сан протоиерея и
протопресвитера.
3. Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве -
иеродиаконы. Диаконы не совершают таинств, а только помогают епископам и
священникам при их совершении. При отправлении богослужения диаконы произносят
ектении, читают Евангелие на Литургии, совершают каждение и с благословения
епископа или священника могут произносить проповеди. Старшие из диаконов в
кафедральных соборах называются протодиаконами, а старшие из иеродиаконов в
монастырях - архидиаконами. Эти звания означают первенство чести, а не власти.
Посвящение в священный сан (хиротония) совершается в алтаре во время литургии
через возложение рук епископа на голову посвящаемого. Рукоположение в сан
диакона совершается на литургии после Евхаристического канона, в сан иерея -
после Великого входа (Херувимской песни), а в сан епископа - перед чтением
Апостола.
Первыми епископами были апостолы. Когда Христова Церковь стала умножаться,
расширяться, то апостолы поставляли для новых Церквей и новых епископов. Этим
епископам они сообщали через рукоположение дары Святого Духа и передавали свои
священные права и власть, сделав их главными преемниками своего великого
служения. Кроме того, апостолы рукополагали для разных Церквей пресвитеров и
диаконов.
Избранные апостолами епископы, в свою очередь, поставляли для новых Церквей
епископов, пресвитеров, диаконов, сообщая им через рукоположение Дары Святого
Духа, священные права и духовную власть. Эти епископы, в свою очередь,
передавали дары Святого Духа, права и власть своим преемникам, и так далее.
Таким образом, благодать священства от одних епископов переходила к другим (а
через них передавались пресвитерам и диаконам) и преемственно сохранилась в
Церкви Божией от апостольских времен до наших дней.
1.2. Церковнослужители
Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К
церковнослужителям относятся:
иподиаконы (то есть помощники диакона),
чтецы (псаломщики);
певцы (дьячки);
свещеносцы (пономари).
Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апостол, Псалтирь,
паремии - все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме. Все
обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но
только с благословения священника или архиерея.
2. Священные одежды и облачения
Для совершения богослужения Церковный Устав предписывает каждому из чина
священнослужителей и церковнослужителей облачаться в особые одежды, имеющие
высшее духовное знаменование. Из нашей обыденной жизни мы знаем, что в особо
торжественные дни, в праздники каждый старается одеться не в обыкновенные
одежды, а в другие, лучшие. Идя в храм Божий, мы тоже стараемся одеться получше.
А тот, кто служит, кто совершает богослужение, кто предстоит у Святого Престола,
может ли он пребывать в это время в обыкновенной одежде? В храме все должно быть
направлено к тому, чтобы человек отрешился от всего земного, чтобы он помышлял о
небесном. Вот поэтому Церковь и предписывает всем церковно- и священнослужителям
надевать при богослужении специальные облачения.
Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. При
этом в состав облачения высших чинов священнослужителей всегда входит облачение
низших чинов. Диакон, кроме одежды, собственно ему принадлежащей, облачается в
одежду чтеца; иерей, кроме священнических, имеет и диаконские одежды; епископ,
кроме одежд, принадлежащих его сану, имеет все иерейские одежды.
Порядок, соблюдаемый при облачении следующий: вначале одеваются одежды,
принадлежащие низшему сану. Например, священник, прежде чем надеть иерейское
облачение, облачается в диаконские одежды; епископ надевает сначала диаконские
облачения, затем - иерейские, а уж после всего - архиерейские. Начнем
рассмотрение с одежд низших клириков.
2.1. Одежда чтеца
Короткий фелоний. Это - первая одежда, которая надевается при посвящении во
чтеца. Короткий фелоний имеет вид священнической ризы и отличается от нее тем,
что едва покрывает плечи. Короткий фелоний надевается на шею (выю) посвящаемого
в знаменование того, что он приходит под ярем священства и посвящается на
служение Богу. Фелонь чтецов делается короткой потому, что степень чтеца -
только предварение священства. Она таинственно, символически показывает
полномочия чтецов. Фелонь чтецов означает посвящение в служение Богу и
повиновение священству. У нас в настоящее время короткий фелоний надевается
только во время посвящения во чтецы.
2.2. Диаконские одежды
Стихарь (греч. ) - прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все
тело. Стихарь символизирует собой "ризу спасения и одежду веселия", то есть он
означает чистоту, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим
светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об
ангельской чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший
себя, подобно ангелу, на служение Богу. При облачении в стихарь диакон (на
литургии) произносит молитву: "Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в
ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко
невесту украси мя красотою".
Диаконы (а также церковнослужители), чтобы облачиться в стихарь, испрашивают
благословение иерея за всякой службой. Держа стихарь в сложенном виде, немного
наклонив голову, облачающийся обращается к священнику со словами - диакон:
"Благослови, Владыко, стихарь с орарем", церковнослужитель: "Благослови,
Владыко, стихарь". Получив благослове-ние, облачающийся целует стихарь,
совершает крестное знамение и облачается.
Орарь ( ) - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во
время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует
собой ангельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни:
"Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно
орарем, он выражает этим свою готовность к принятию Тела и Крови Христовых.
Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектении и молитвословия, поднимает
конец ораря правой рукой. Этим он дает знак к молитве и особому вниманию
молящихся.
Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь,
охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется
двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой
молитвы.
Поручи ( ) - небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при
богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов низшей одежды и этим дать
рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них
о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и
Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус
Христос во время страданий. При надевании поручей диакон или священнослужитель
читает особые молитвы:
1. "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи,
сокруши врага, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты".
2. "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя и научуся заповедем
Твоим".
2.3. Облачения пресвитеров
К облачениям священника принадлежат: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и
фелонь, или риза.
Подризник - то же, что диаконский стихарь, но с узкими рукавами. Он имеет такой