1. Так или иначе предпринимающим
прибавлять или разыскивать какое-нибудь новое изыскание и учение о
неизреченном, воплощенном домостроительстве Спасителя нашего и Бога,
каким образом сам Бог-Слово соединился человеческому смешению и по
какому основанию обожил приятую плоть, и пытающимся диалектическими
словесами (logoizdialektikoiz) оспаривать
естество и положение о преестественном новом делении двух естеств Бога и
человека - анафема.
2. Обещавшимся быть благочестивыми и вводящим
бесстыдно (или, скорее, нечестиво) злочестивые эллинские учения в
православную и соборную Церковь о человеческих душах, о небе, земле и
других творениях - анафема.
3. Предпочитающим глупую внешних философов так
называемую мудрость, и следующим за их наставниками, и принимающим
перевоплощение человеческих душ или что они, подобно бессловесным
животным, погибают и переходят в ничто и вследствие этого отрицающим
воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь - анафема.
4. Учащим о безначальной материи и идеях (ideaz)
или о [бытии,] собезначальном Содетелю всех и Богу, и что небо,
земля и прочие творения - присносущны и безначальны и пребывают
неизменными, и законополагающим против сказавшего: "Небо и земля
мимоидут, словеса же Моя не мимоидут", т.е. без труда пустословящим и
приводящим божественную клятву на свои головы, - анафема.
5. Говорящим, что эллинские мудрецы и первые
из ересеначальников, подверженные анафеме от семи святых и кафолических
Соборов и от всех мужей в православии просиявших (как чуждые
кафолической Церкви ради их поддельного и нечистого в словесах
преумножения), [что они] - и здесь и на будущем суде лучшие во многом,
чем мужи благочестивые и православные, в особенности же, чем
прегрешившие по человеческой страсти или неразумению, - анафема.
6. Не принимающим чистою верою и простым вседушевным
сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его
Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи
доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или
перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму -
анафема.
7. Проходящим эллинские учения и обучающимся им не
ради только обучения, но и следующим их суетным мнениям и верующим в них
как в истинные и таким образом настаивающим на них как на имеющих
крепость, так чтобы и других один раз тайно, другой раз явно к ним
приводить и учить без сомнения, - анафема.
8. При помощи иных мифических образов переделывающим
от себя самих нашу образность (plasin), и
принимающим платонически идеи как истинные, и говорящим, что самосущная
материя оформляется от идей, и открыто отметающим самовластие
Содетеля, приведшего все от несущего к бытию и как Творца, господственно
и владычески положившего всему начало и конец, - анафема.
9. Говорящим, что в конечном и общем воскресении
человеки воскреснут и будут судимы с другими телами, а не с теми, с
которыми прожили в настоящей жизни (потому что они истлевают и
погибают), и болтающим пустое и суетное, в то время как сам Христос и
Бог наш и Его ученики (а наши учители) так научили, что человеки с
какими телами пожили, с такими и будут судимы, и, кроме того, также
великий апостол Павел подробно преподал истину в слове о воскресении при
помощи пространных образов и обличил инако мудрствующих как безумных
законо-положников - против таковых догматов и учений - анафема.
10. Принимающим и передающим суетные эллинские
глаголы, что существует предбытие душ, и что все произошло и привелось
не из не-сущего, и что существует конец мучений, или новое
восстановление твари и дел человеческих, и вводящим таковыми словесами
царство небесное как всецело разрушаемое и преходящее, о каковом сам
Христос и Бог наш научил и передал, что оно вечно и неразрушимо, и мы
получили через все ветхое и новое Писание, что мучение бесконечно и
царство вечно, - таковыми словесами себя самих погубляющим и
становящимся виновниками вечного осуждения для других - анафема.
11. Эллинским и инославным догматам и учениям,
введенным вопреки христианской и православной вере Иоанном Италом и его
учениками, участниками его скверны, или противным кафолической и
непорочной вере православных - анафема.
|