|
1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия,
ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующим и говорящим, что Свет,
воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то
мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре
исчезнувший, то сама божественная сущность, - как умовредно ввергающим
себя самих в самое противное и совершенно невозможное (и в первом случае
безумствующим в отношении тварного и нетварного безумством Ария,
разделяющего единое Божество и единого Бога, во втором же -
согласующимся с злочестием массалиан, утверждающих, что божественная
сущность - видима) и не исповедающим, согласно богодухновенному
богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оный
божественнейший Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но - нетварная,
естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно
происходящая от самой божественной сущности, - анафема, анафема,
анафема.
2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и
неслиянна с нею.] Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что 1. Бог
не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует
только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны -
божественная сущность и божественная энергия и между ними не
мыслится никакое различие в том или другом отношении, напротив того, -
что одно и то же называется то сущностью, то энергией [этим
еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую
божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учители Церкви
дословно говорят, что только небытие лишено энергии), еще же и 2.
мыслящим Савеллиево учение и его старое сочетание, слияние и сопряжение
в трех ипостасях божества, теперь же дерзающим возобновлять [это] в
отношении божественной сущности и энергии и подобным образом злочестиво
сопрягающим их и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию
святых и благочестивому мудрованию Церкви, сущность в Боге и сущностную
и естественную Его энергию (как ясно показало большинство других святых,
и в особенности [святые отцы] VI святого и вселенского Собора,
относительно двух энергий Христа, божественной и человеческой, и двух
воль, сковывая [из них] одну цельную) и в самом деле не хотящим мыслить,
что как единение божественной сущности и энергии неслиянно, так и [их]
различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно
и нераздельно] - в отношении причины и результата причины,
неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии, этим,
следовательно, нечестивцам, умышляющим таковое, - анафема, анафема,
анафема.
3. [Энергия сущности нетварна.] Еще тем же самым
мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия
триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим
славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым,
тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна
начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности
впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной
христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не
исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и
благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и
энергия триипостасного Божества нетварна, - анафема, анафема,
анафема.
4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую
сущность и не нарушает ее простоты.] Еще тем же самым мудрствующим и
говорящим, что от этого вообще происходит в Боге сложение, и не
послушествующим учению святых, учащих, что в естестве не происходит
никакого сложения от естественных [сил и энергии], и отсюда клевещущим
не только на нас, но и на всех святых, явственно научающих часто во
многих местах простоте в Боге и несложности и - различию божественной
сущности и энергии, так что различие это совершенно не вредит ни в каком
отношении божественной простоте (ибо не могли же они пытаться
богословствовать в таком противоречии с самими собой), пустословящим,
следовательно, таковое и не исповедающим, согласно богодухновенному
богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что с этим
боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная
простота, - анафема, анафема, анафема.
5. [Имя "Божество" относится не только к сущности
Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог.] Еще тем
же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только
о божественной сущности, и не исповедающим, согласно
богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви,
что оно налагается не меньше и на бается за «прорыв» Святого Духа. Подтасовка харизмы в этом случае становится весьма несложным делом».
|