Энергия
Лучей Божества и
энергия мысли
в креатологии. Вклад
Вселенной Света.
Савченко
Д.Н.
DN756@yandex.ru
Анализ
плюралистических концепций ХХ века:
экзистенциалистских, теокосмических,
мистических, социологических (франкфуртская
школа), логико-исторических (Кроче, Джентиле,
Коллинвуд), рационалистской (Г. Башляр),
мифологической (Шпенглер), метапсихологической
(З.Фрейд) показал, что только в пределах
новой диалектики, в пределах широкой
программы исследований возможно продвижение
к новой философии понимания взаимодействия
творческой личности с потоком парадигм
различных форм общественного сознания.
Возникшая постановка новых целей привела
к новой диалектике
– полиморфной диалектике (1),
(заявленной автором совместно с исследователем
Афлитуновым), причем Кантовская «Критика
чистого разума» в рамках разработанных
мыслителем программ рассматривает только
чистый разум, его источники и границы
и предметом предложенной им науки является
«рассудок, который судит о природе вещей,
да и то лишь рассудок в отношении его
априорных знаний», однако трансцендентальная
философия Канта является наукой одного
лишь чистого спекулятивного разума и
не охватывает всего многообразия мира,
исследуемого полиморфной диалектикой.
Известно, что мы живем в плюралистическом
мире, в котором можно обнаружить как детерминистские,
так и стохастические явления, как обратимые,
так и необратимые процессы. В этой связи
обосновано существование необходимости
в создании нового глобального научного
направления в рамках
полиморфной диалектики, направления,
которое включало бы в предмет исследования
не только объекты, изучаемые трансцендентальной
философией Канта, но и иные объекты, явления.
Это новое направление
в рамках полиморфной
диалектики названо Креатологией.
Приоритет
нового глобального
научного направления креатологии
явился результатом проведённых в 1985 –
1990 годах ученым – исследователем, старшим
научным сотрудником Савченко Д.Н фундаментальных
научно – исследовательских работ, которые
опубликованы в серии статей и в двух монографиях.
Согласно Гражданскому Кодексу Российской
Федерации (статья 138) результаты
этих работ и термин
«креатология» (1987 г.) являются интеллектуальной
собственностью автора и являются объектами
авторского права в смысле статей (5 –
7) Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах».
Креатология
- новое универсальное
научное направление,
исследует глобальные
вопросы взаимодействия
креативной личности
с существующим уровнем
развития научных (или
иных) представлений
и парадигм (интеллектуальным
потенциалом общества) (1-12, 24, 25).
В
креатологии провозглашен принцип
стирания граней между наукой и искусством,
между наукой, культурой, образованием,
а также принцип тесного взаимодействия
между наукой и православной религией.
Креатология
- это новая наука,
ставящая человека во
главу угла как творца
всех вещей», как «микрокосмос»,
связанный со всей Вселенной
и с Богом гармонично
и благостно (1 – 12).
Креатология
определяется как
новая философия,
новое мировоззрение,
новая парадигма,
новое глобальное
научное направление,
исследующее вопросы
взаимодействия творческой
личности с различными
формами общественного
сознания, в том числе
с религией. В самом деле, талантливый
ученый обладает зачастую обширными познаниями
в различных областях знаний, он имеет
собственное мировоззрение, культуру,
философию, опыт и этот «отпечаток» личности
сказывается на том открытии, которое
он сотворил. Человек – живая Вселенная
и по сложности он не уступает Вселенной,
кроме того, ученый, вообще талантливый
человек зачастую имеет обширные знания
в различных областях, и когда начинается
процесс взаимодействия его знаний со
знаниями больших систем знаний (культурой,
искусством, наукой, философией т.д.), тогда
возникает взрывная волна инноваций, открытий,
переворотов, тогда появляются гении,
формирующие новое миропонимание целых
поколений. Так, например, отец Павел Флоренский,
религиозный православный философ, ученый,
священник и богослов, занимался обоснованием
православной догматики, особенно триединства,
почитания икон и аскетизма. Отец Павел
Флоренский провел широкий спектр исследований
в самых различных областях знаний: лингвистике,
теории пространственных искусств, физике,
математике. Иногда называют его «Леонардо
– да – Винчи ХХ века». Лосев Алексей Федорович,
философ и филолог, имел блестящие знания
в области античной эстетики, открыл русскому
читателю античный мир от Гомера до Платона
и от Платона до.. Христа. Размах его достижений
огромен: философия, античная мифология,
античный космос, эстетика, музыка, литература,
математика (теория относительности).
Лосев был переводчиком Плотина, Прокла,
Николая Кузанского. Список таких людей
можно продолжать…
Фундаментальные
научные исследования в креатологии
заставили посмотреть на связь человека
со всей Вселенной и с Богом. Бог
в мире действует и поныне, Божий
Промысел никто не отменил, потому все
процессы в науке, культуре, религии (православной)
есть реальная Теофания и мир
как Откровение Божества
есть Теофания (3, 6, 8, 10, 24, 25). Теофания
это исхождение Лучей Божества, по сущности
является нетварной божественной энергией.
Божественная энергия пронизывает всё
и находится везде. В работах (3-6, 8, 12, 24,
25) проведено фундаментальное научное
исследование, в котором рассмотрены энергетические
аспекты интуитивного познания, ведущие
к открытиям в различных областях знаний,
однако главным аспектом
энергетической составляющей
творческой личности
являются нетварные
Божественные энергии, представление
о которых дано в фундаментальных трудах
архиепископа Фессалоникийского, св. Григория
Паламы.
В
работе (7) введен был постулат, что потенциал
творческой личности является по своей
природе энергетическим. Творчество талантливой
личности показывает, что по определению
процесс творчества, процесс интуитивного
постижения представляет собой огромную
концентрацию собственной
энергии, энергетических
ресурсов, позволяющих личности получить
знания более высокого уровня. Гениальная
музыка, гениальная живопись, гениальные
открытия в области математики, техники,
гуманитарных направлениях обладают колоссальной
энергией, умело и точно сфокусированной.
Истоки природы интуиции формулировали
многие, например В. Налимов (идея дологических
потоков континуального мышления), Платон
(мир идей), состояния сатори или самадхи
(философские системы дзэн-буддизма или
древнеиндийской философии), коллективное
бессознательное (К. Юнг) и т.д. Эта природа
исследовалась различными мыслителями:
от Шопенгауера до Флоренского, от Н. Лосского
до Н. Бердяева, этой проблемой всю жизнь
занимался Тейяр-де-Шарден. Но Священное
Писание и колоссальный опыт блестящих
гениев-физиков, математиков, святых аскетов
православных, понимающих роль трансцендентного
начала в своем творчестве и мистическом
озарении дают ответ на этот вопрос.
Чем глубже
ученые изучают Вселенную, чем больше
открытий они делают на основе своих
интуитивных озарений, тем больше обнаруживают
в мироздании свидетельств порядка, разумного
устройства и умного замысла – как сказал
один современный астроном «отпечатков
пальцев Творца».
Мир
есть таинство Божественного
присутствия, средство
единения с Богом.
Нас окружает не
мертвая материя, а живая
и трепетная, пронизанная
токами Божественной
благодати, реальность, -
свидетельствует епископ Диоклейский
Каллист.- Вся вселенная
– тот куст, перед которым
стоял Моисей в священном
трепете, неопалимая
Купина, исполненная
пламенем Божественной
силы и славы (13, с. 8).
Это
мощное исхождение Бога из сущности Его
вовне, эти нетварные потоки Божественной
энергии, Лучи Божества, пронизывают
каждый элемент, каждую самую малую
частицу тварного мира. Бог есть
Свет, и исхождение из Него есть Свет.
Теофания буквально означает «Богоявление»,
исхождение Божества. Св. Григорий Палама
доказал, что Лучи Божества, пронизывающие
всё, есть Сам Бог, неизреченно присутствующий
в каждом проявлении благодати. Итак,
весь созданный Богом
тварный мир является образно «морем
света», невидимого присутствующего
везде. Это свет от Отца светов исходит.
Поэтому через «рассматривание творений»
(Рим. 1,20) открывается «невидимое Божие,
вечная сила Его и Божество» (Рим.1, 20).
Лучи
Божества – Теофания (снисхождение
Бога в форме нетварных божественных энергий)
пронизывают весь Космос,
все вещи, всё живое
и неживую природу. Это
нетварный умный Свет.
Существует Вселенная Света и
Бог незримо присутствует в каждой точке
пространства-времени. В момент инсайта
(интуитивного прозрения) Луч Божества
действует на те структуры бессознательного
психического, которые отвечают за выброс
зонда интуиции (3, 9, 25). Это вызывает всплеск
света, в форме незримой идеи, которая
неведомо откуда (для человека) мгновенно
появляется внутри души творческой личности.
После некоторой логической обработки
во времени идея становится новым знанием.
Это новое знание после некоторого
признания научным сообществом становится
неким элементом большой системы знаний.
Окружающий нас мир превращается в связанную
между собой информационными нитями матрицу знаний. Она является вторичной,
ибо первична Вселенная
Света и матрица
знаний управляется незримо Богом. Матрица
знаний непрерывно меняется, ибо новые
идеи завоевывают новое «пространство»
в этой матрице и сами эти новые идеи становятся
элементами матрицы знаний.
Любое
мистическое озарение, как свидетельствует
св. Григорий Палама, является исхождением
нетварной Божественной энергии, Теофанией,
изучаемой в ареале креатологии.
Это – дар Божественной благодати.
Таких примеров чрезвычайно много в истории
Церкви. С.Л. Епифанович, описывая мысль
св. Дионисия Ареопагита, лежащую в сфере
христианской мистики, говорит о вершинах
апофатического богословия. На высших
ступенях этой отвлеченной апофатики
ум удостаивается высочайшего мистического
озарения, непосредственного познания
Божества в состоянии экстаза. Это высшее
состояние – состояние единения с Богом
и обожения (
) – есть цель движений
всего бытия, есть его конечное усовершение.
Смысл жизни всех существ – стремиться
к единению с Богом, получая высокие таинственные
озарения от Него. Потоки
этих озарений вечно
изливаются в мир из
неиссякаемого источника божественных
щедрот, нисходя от высших ступеней
бытия к низшим. Они подают свои просвещения
по мере восприимчивости бытия (
), в мире чувственном поэтому они изливаются
всегда под внешними знаками (символами)
(17, с. 34). Внутреннее содержание всех этих
таинственных озарений переживается,
конечно, каждым непосредственно. Мощь
мысли, энергия мысли творческой личности
в науке, искусстве, культуре, образовании
или православного аскета, ищущего
управляется свыше. За видимой матрицей
знаний, повторяем, стоит невидимая Вселенная Света, дающая смысл
(глубинное понимание) тому, кто ищет Мудрости.
Теперь
обратимся к видению блаженного
Августина (16, с. 12-32). Книга X – это Книга
памяти, где творческому мыслителю приписывается
глубинная перспектива припоминания,
простирающаяся внутрь
духа вплоть до самого
его истока; так как для христианина
эта глубина отождествляется не с миром
идей, но с живым Богом, то «неохватное
внутреннее пространство памяти сразу
же прорывается в трансцендентную
глубину: «Есть…в человеке нечто,
чего не знает сам «дух человеческий, живущий
в человеке» (1 Кор 2. 11), Ты же, Господи, создавший
его, знаешь всё, что
в нём» (Х, 7)».
Итак, если
дух имеет свой исток в Боге,
значит, Бог пребывает
в памяти духа. Но Бог является Неизменным
и Постоянным над всем, что меняется (Х,
36). Возникает двойственность, которую
Августин подвергает тончайшему психологическому
анализу.
«Равнины
и обширные дворцы памяти» таят в
себе «бесчисленные сокровища»: всё
то, что было воспринято моими чувствами
в мире и теперь находится либо
совсем близко, либо глубоко запрятано
и завалено поздними слоями, но вновь может
быть извлечено из забвения более или
менее глубокого. Даже часть того Я, каким
оно было прежде, может мне там встретиться
(Х,14). Также и духовные содержания, которые
я уяснил для себя своею мыслью и которые
не могли быть привнесены в мою память
телесными чувствами – «Я узнал их в собственном
уме». Как помысленные они ещё не существовали
в моей памяти, и всё же, когда мне их предъявили,
я их узнал и сказал: «Это так, это правильно»,
- значит, «они уже пребывали в моей памяти,
но были словно запрятаны или убраны в
самые отдаленные её пещеры» (16, с.13).
Теперь
начинает проясняться элемент Вселенной Света, ибо он – в талантливой
личности, порождающей элемент матрицы знаний. Это – Луч Божества,
проходящий в душу человека и обнаруживающий
Себя в момент творческого поиска таланта.
Но
всё в Православии начинается
с признания Бесконечного личным
Существом, Божественного Логоса как
творческого принципа. Как говорит
С.Л. Епифанович в книге: «Преподобный
Максим Исповедник и византийское богословие»:
Эти
вечные совершенства
или энергии
и свойства Божии проявились
в акте творения. Причастием
их живет теперь и движется
всё тварное бытие, получая
от Бога и бытие и жизнь,
и благость и мудрость,
и являясь как бы частью
Бога (17, с.60).
Далее,
следуя Епифановичу С.Л., - Логос проявился
в мире и в Логосе всё бытие
причастно Бога. Эти тесные отношения
Логоса к миру выражаются при посредстве
и в форме энергий
Его, или маленьких л
о г о с о в, идей:
на
которые творчески
как бы расчленяется
Единый Божественный
Логос, и которые снова
объединяются в Нем,
как радиусы в центре
круга. Соответственно
троякой деятельности
Логоса – творческой,
промыслительной и судящей,
и Его
, или идеи,
охватывают собой все
бытие на всем протяжении
его существования..Весь
мир как бы висит на
этих
, имея в них
истинную свою сущность.
По ним же, как по Своим
хотениям, или предопределениям,
и Сам Логос познает
мир. Через них Он выражает
Свои отношения к миру
и осуществляет объединение
его с Собой. Логос предвечно
содержит в Себе все
(17, с. 64-65).
Далее
мысль продолжается:
Объединяя
в Себе все
, Божественный
Логос является центром
всего тварного бытия.
При этом Он не только
творчески связует с
Собой все бытие, но
и промыслительно ведет
его к другому еще более
полному объединению
с Собой, к возвращению
к Себе и обожению в
Себе всего исшедшего
от Него бытия. Таков
предвечный «совет»
Божий, конечная цель
промысла (17, с.65).
Так
выступает Логос в своих энергиях,
или логосах.
Эти
логосы могут быть рассматриваемы не
только в отношении к их Виновнику,
- говорит С.Епифанович, - но и в
отношении к образуемому ими
миру. Все бытие по существу
идеально. Оно есть не что иное, как
совокупность логосов,
нисшедших из Логоса и разнообразно
переплетающихся друг с другом. Все качественные
различия бытия зависят от комбинаций
этих логосов. Уплотнение их образует
грубую чувственно постигаемую тварь.
Весь мир, таким образом, представляет
собой в большей или меньшей степени «одебеление»
или воплощение Логоса, таинственно скрывающегося
в
под оболочкой тварного бытия и во
всех действиях Своих обнаруживающего
Свои
промысла и суда. В Апокалипсисе написано:
Благодать
вам и мир от
Бога и от семи духов,
находящихся перед
престолом Его (Откр. 1,4).
Верным он ясно показывает,
что эти энергии
есть Дух Святой(18,
с 10).
Известный
историк и богослов, игумен Иоанн
Экономцев исследовал проблемы божественной
сущности и энергии, а также образ Бога
Творца в человеке. Эпоха, когда жил и творил
Св. Григорий Палама происходила в жесткой
полемике Варлаама и Солунского архиепископа
Григория Паламы. Расхождения возникли
вокруг главного вопроса – возможности
познания человеком непознаваемого Бога.
Будучи
отличной от сущности Бога, энергия
в тоже время неотделима от неё, и
в каждом Луче божества,
в каждом ее проявлении
присутствует весь Бог, единый и неделимый.
Отец
Иоанн Экономцев приводит рассуждение
о том, что божественная энергии
принадлежит всем трем поклоняемым Лицам,
используя труды Григория Паламы:
Энергия
едина для трех
Ипостасей, но характер
Их отношений с
энергией различен.
Единая божественная
воля возникает в
Первопричине – Отце,
проходит через Сына
и проявляется во
Святом Духе. Отсюда
особое значение третьей
Ипостаси в проявлении
божественной энергии.
Вот почему Григорий
Палама во многих случаях
называет энергии Триединого
Бога энергиями Святого
Духа. В самом понятии
«Дух»,
, Ruah заложено
энергетическое начало.
Очень тонко это чувствовали
великие каппадокийцы.
«Он есть…огнь (Мф. 3, 11;
Деян. 2, 3), - говорит Григорий
Богослов. – Он есть
Дух сотворивый (Иов. 33, 4),
воссозидающий в Крещении (Тит. 3,5)
и Воскресении (Рим. 8,1),
Дух, Который всё
ведает (1 Кор. 2, 11),
всему учит (Ин. 14, 26),
дышит, идеже хощет и
сколько хощет (Ин. 3,8),…Он
производит все, что
производит Бог. Он разделяется
в огненных языках (Деян. 2, 3)
и разделяет дарования (1
Кор. 12, 11), творит апостолов,
пророков, благовестников,
пастырей, учителей (Еф. 4, 1) (19,
с.177).
Итак,
Божия энергия доступна и нам,
людям, так как Божественная сущность
и Божественная энергия всюду
присутствуют нераздельно, так как
она нераздельно разделяется, а
Божественное естество при этом остается
неделимым. Но каким образом Божественная
энергия доступна людям? Вот ответ из творения
Св. Григория Паламы:
Иногда
этот Промысл называется
«силой Божиего Предведения»,
а также «творящей
силой» и «силой,
сохраняющей все
тварное бытие»; согласно
великому Дионисию,
одни из этих сил суть
«осуществления», другие
– «оживотворения»,
а третьи – умудрения»(18
,с.24).
Вывод:
существует некое
множество сил, которые
Божественный Дионисий
называет силами «умудрения». Они везде,
эти Лучи Божества, они пронизывают все,
весь Космос, всю природу, все живое, всех
людей. Они наполняют ум любого человека.
«Наш ум обладает способностью думать,
благодаря чему он видит мыслимое, спускаясь
из себя нисходит до умозрения, «умозрений
рассыпано великое множество, и это как
бы виды ума» (20, с.451). Сам ум прост и неделим,
Причина всякого ума, всякой премудрости
и сознания – Логос – Премудрость. Этой
Премудрости принадлежит всякая воля,
«от Нее – всякое
знание и сознание и в Ней «все сокровища
премудрости и ведения» «сокрыты»» (Кол.2,3),
(20, с. 453). Св. Дионисий Ареопагит поясняет:
Сверхпремудрая
и всепремудрая Причина,
согласно уже сказанному,
есть ведь основание
и самой-по-себе-премудрости,
и всей мудрости в
целом и во всех
ее видах (21, с. 453).
Дионисий
Ареопагит говорит, что способность
мыслить дана душам
людей извне, тогда как ангелы, являясь
боговидными, мыслят между собой и в себе.
Что
же такое «извне»? Как это понять?
Господь
дает бытие каждому человеку, и
это бытие такое, что оно само
может постоянно делать себя все более
способным вместить Его благодать и благость.
Эта сила, которая у каждого от Трансцендентного
Источника, от Бога и в которой каждый
имеет живой образ Всемогущей Силы Божества,
есть свободная воля. Ею каждый может расширять
или ограничивать способность вместить
Божию благодать. Всякий разумный человек
стремится познавать, потому что понимание
есть жизнь интеллекта
и оно же есть его желанное
бытие.
Бог есть
Свет, Бог есть Премудрость. Свет –
Премудрость изливается на тварный
мир в виде нетварных Божественных
энергий, и входит в душу человека, в его
ум, в его сознание. Вывод: для
нас все вещи суть явления,
или некие светы.
«Но
поскольку Отец и
источник светов един,
все вещи суть явления
лишь единого Бога,
который, хотя Он и
един, не может являться
иначе как в разнообразии,-
ибо как может проявиться
бесконечная сила, если
не в разнообразии?
Если у ученого, например,
мощный и деятельный
интеллект, он
не может проявиться
иначе как в разнообразии
многих рассуждений;
от такого интеллекта,
как бы от Отца светов,
нисходят разнообразные
светы разумных суждений,
чтобы он мог так явить
себя» (22,с.190).
Бог
наш, желая по благости явить себя,
дает нисходить из себя, разнообразным
светам так называемым
теофаниям, и во всех светах делает известными
богатства сияния своей славы. Отец светов
неизреченно родил в Свете – Слове, первородном
Сыне – все нисходящие явления так, что
в Сыне свернуто заключены все явленные
светы. Мы ясно видим, что Сын Божий есть
истинный Свет, подобно тому как и Отец
есть истинный Свет («Я и Отец одно») и
причастность людей Свету зависит от разнообразия
даров Божественного Святаго Духа, и степень
«светоносности» человеку дарует совершенствующий
всё Святой Дух.
Наша
интеллектуальная сила
потенциально обладает
поистине несказанными
богатствами света. Поскольку они в
потенции, мы не знаем что они у нас есть,
пока какой-нибудь интеллектуальный свет,
выступивший в акт, не откроет их нам и
не покажет способ претворения их в действительность.
Мысль
есть свет, пролитый в душу ученого-исследователя.
Этот свет представляет собой Луч Божества,
несущий «озарение», инсайт, интуитивное
прозрение, дающее открытие. Развитие
научных знаний происходит не стихийно,
а направляется Божественным Промыслом
в нужную сторону. Вклад
Вселенной Света необычайно
велик. Активное вмешательство Божественных
Сил в процесс научного познания выражается
в таких фактах, как необъяснимая помощь
в выборе темы исследования, поиска необходимой
научной литературы по решаемой проблеме,
появление внезапных и «счастливых» идей,
приводящих к неожиданным открытиям, игнорирование
парадигм, тормозящих процесс появления
гениальных открытий, либо новых научных
постижений и многое другое.
Каждый
промежуточный «инсайт», каждая рождающаяся
новая идея, проходящая в сознание,
есть результат процесса бессознательного
мышления в ходе решения проблемы, когда
личность пронизывается нетварной Божественной
энергией, светом. Флуктуирующие потоки
выбросов зонда интуиции являются как
бы «излучением идей», ибо «мысленное
излучение» - это «инсайт», это
свет, внезапное озарение, когда интуиция
внезапно даёт решение проблемы. Это «мысленное
излучение идей» обладает разной
интенсивностью в различные промежутки
времени. «Эта интенсивность – вследствии
флуктуации плотности потока выбросов
зонда интуиции сильно меняет новизну,
оригинальность идей, приводя зачастую
к кардинальному повороту в той или иной
научной области» (5, 10).
Обратим
внимание на мысленное
излучение, на свет излучаемый.
Эти «световые
волны», это излучение мысли у
разных исследователей имеют разную
«силу». Сила мысли (например, для ученого
исследователя или, беря более широко,
для любого творческого человека в любой
сфере деятельности) равна
силе света. Мощь силы мысли, мысленного
излучения порождает новизну открытия
в науке. Чем больше
«мощь мысленного излучения»,
тем вероятней появление
новой парадигмы в науке.
Большинство
мыслей, оказавших самое глубокое
воздействие на развитие науки, вообще
появились не от влияния сложившихся
парадигм и их сила не зависела от степени
знания всех господствующих научных взглядов.
Знание,
появившееся вследствии интенсивной научной
творческой работы становится новым знанием,
как бы «застывшей
мыслью». Оно входит в матрицу
знаний. Оно немедленно
начинает воздействовать на массу ученых
и эта новая парадигма с течением времени
начинает тормозить возможность появления
новых открытий в данной научной области.
Интуиция дает основание для появления
нового «скачка» в науке. Процесс познания
начинается с трансцендентного уровня,
с непосредственного просвещения исследователя
светом, исходящим от Отца светов. Это
кажется загадочным для тех, кто не задумывался
над процессом собственных открытий, кто,
имея статус ученого, привык полагаться
на культ разума. Гордость человеческая
присуща многим современным ученым, ибо
они считают высшей инстанцией разум при
решении всех проблем человеческих. Но
Промысел Божий часто так переворачивает
мировоззрение таких людей, что прежние
взгляды спустя некоторое время кажутся
им наивными. Однако достаточно взглянуть
на высказывания знаменитых ученых, достигших
вершин научных достижений, чтобы понять,
что человеческая
самость ничего не определяет.
Глубина
творения нового «из ничего» как
говорит святитель Палама, зависит
только от личности ученого и от
нисходящих Лучей Божества, «прозрений»,
инсайта.
Современная
наука, особенно физика, подошла к
пределу своих возможностей понять
окружающий мир, Вселенную. Теории изумительной
красоты сменяют одна другую или
существуют рядом.
Достаточно
близко приблизился к креатологическому
пониманию, основанному на учении св.
Григория Паламы, русский
физик В.В. Кассандров. В его статье
«Мир, сотворенный
из Света» показан поиск в фундаментальной
физике первичного
Принципа, лежащего в основании Мира.
В. Кассандров представляет процесс поисков
отдельной группы физиков, которые идут
не от физики, а от математической (числовой,
геометрической) структуры, возможно лежащей
в основании физики. Эта линия философии,
идущая еще от Пифагора, Платона
и Плотина, вдохновляла многих ученых,
на поиски единого Кода
Природы.
В.
Кассандров, исследуя идеи великого ирландского
физика У. Гамильтона об определяющей
роли кватернионов по отношению к структуре
трехмерного физического пространства
и структуре физического времени обнаружил
глубокие связи алгебры кватернионов
с другими фундаментальными физическими
и математическими структурами: с теорией
твисторов Р. Пенроуза, со структурой
изотропных (светоподобных) геодезических,
с теорией особенностей,
с исключительными геометриями
Вейля-Картана и т.д.
Отсюда исходный путь к алгебраической
физике через кватернионы, через Число,
- размышлял В. Кассандров,- представляется
наиболее последовательным как с математической,
так и с философской точек зрения.
Сформулировав
основные принципы алгебродинамики,
В. Кассандров пришел к гипотезе о комплексной
геометрической структуре Мира. В. Кассандров
говорит:
С
каждым из решений
уравнений алгебродинамики
связана структура
светоподобных
прямолинейных лучей (на
математическом языке
эта структура носит
название изотропной
конгруенции лучей).
Такая 3-мерная «световая
река», плотно
заполняющая всё пространство,
с физической точки
зрения порождает представление
о релятивистски инвариантном
эфире, в некотором
смысле заменяющем собой
т.н. «физический вакуум»
и конкретизирующем
его структуру.
…Мы
приходим к изумительно
красивой картине
рождения материи
светом. Точнее,
следует говорить не
о свете, а о структуре,
предшествующей свету
и порождающей в том
числе и сами частицы
наблюдаемого света
(отметим, что соответствующие
«фотоноподобные» решения
действительно были
обнаружены в алгебродинамике /15/).
Поток этого первичного
Света, Предсвета,
имеет внутреннюю «тонкую»
структуру: он представляет
собой, по видимому,
суперпозицию
огромного числа различных
составляющий «субпотоков»,
локально независимых,
но порождающих всю
«плотную» материю на
огибающих общей системы
– каустиках (14,с. 299-280).
Достоверность
возникшей картины Мира подкрепляется
ее законченностью и неожиданностью,
- пишет В. Кассандров. В этой картине
он обнаружил и ряд впечатляющих
ассоциаций с Библией:
Хочется
просто восторгаться
красотой этой картины
и благодарить Бога
за возможность осознать,
прикоснуться к ней
и через формулы, и через
отвечающие им предматериальные
и материальные структуры.
Нет ничего в Мире,
кроме первичного
Света, божественного
потока Предсвета,
пронизывающего всю
Вселенную, вечного
и непрерывно меняющегося;
формирующего каждую
частицу и, с другой
стороны, имеющего всякую
частицу своим источником;
творящего движение,
эволюцию и самое Время,
дающего Жизнь. «В Начале
было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово
было Бог… Всё через
Него начало быть…В
Нем была жизнь, и жизнь
была свет человеков.
И свет во тьме светит,
и тьма не объяла его» (Ин 1: 1-5) (14,с.280-281).
Иоганн
Кеплер, величайший астроном, физик
и математик, открывший законы движения
планет в Солнечной системе, таким молитвенным
обращением к Богу закончил свой последний
научный труд:
Великий
Боже: Ты распространяешь
свет Свой на землю
и, поднимая нас к
источнику Твоей
благодати, уготовляешь
нам место в
лучах Твоего света…Благодарю
Тебя за все те радости,
которые я испытал в
созерцании Твоих дел.
Вот я окончил эту книгу,
в которой заключаются
результаты всех моих
трудов. Я вложил в нее
все способности, какими
Ты меня наделил. Я сообщил
людям о величии Твоих
дел: я им дал все объяснения,
какими мой конечный
ум позволил мне обнять
бесконечное…
Альберт
Эйнштейн (1879-1955), величайший физик –
теоретик ХХ века, один из основателей
современной физики, автор специальной
и общей теории относительности, ввел
понятие фотона, открыл законы фотоэффекта,
лауреат нобелевской премии: «Каждый серьезный
естествоиспытатель должен быть каким-то
образом человеком религиозным. Иначе
он не способен себе представить, что те
невероятно тонкие взаимозависимости,
которые он наблюдает, выдуманы не им.
В бесконечном универсуме обнаруживается
деятельность бесконечно совершенного
Разума. Обычное представление обо мне
как об атеисте – большое заблуждение».
Ему
принадлежат следующие слова: «Я
не представляю себе
ученого без твердой
веры. Это можно выразить и так: невозможно
верить в науку, не основанную на религии.
«Я
верю в Бога, как в Личность и
по совести могу сказать, что ни одной
минуты моей жизни я не был атеистом…
Я не могу себе представить настоящего
ученого, который не обладал бы глубокой
верой. Это можно выразить и так:
нельзя верить в безбожную науку».
Все
приведенные примеры взяты из (23).
Подведем
промежуточные итоги. Все
эти ученые, добившиеся своим трудом
величайших достижений в различных областях
знания, все они обладали
различной «мощью
излучения мысли». Эта мощь мысленного
излучения, эта мощь
излучения света, дающая открытие того
или иного уровня новизны, у разных ученых
разная. Степень интуитивного познания
заложенных Богом математических законов
бытия у разных ученых разная. Невозможно
измерить эту мощь излучения света, мощь
излучения мысли, невозможно измерить
интуицию исследователя, ибо это - дар
Духа Святаго, нетварная Божественная
энергия, благодать Божия. Дары Святаго
Духа даются неизреченно и непостижимо:
кому больше, кому меньше, кому в одной
области знаний и деятельности, кому в
другой, а духовные дары даются тем, кого
Бог избирает в соответствии с Промыслом
Своим. Нам, людям это неведомо.
Роль
человека как «энергийной
иконы» исследуется впервые в
новом научном направлении
креатологии. Нами сделана попытка
исследовать роль интуитивного познания
в процессе взаимосвязи творческой личности
ученого с господствующими парадигмами
в науке с точки зрения энергии мысли творческой
личности под направляющим влиянием Божественной
Силы.
Литература
1.
Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Две парадигмы
в развитии диалектики. Тезисы доклада
Проблемного совета по материалистической
диалектике МВ и ССО РСФСР на тему «Диалектическая
культура мышления: история и современность».
6-7 июня 1989.
2.
Афлитунов А.М., Савченко Д.Н., Методология
исследования взаимодействия систем «Человек
– искусственная среда» (основания артоники)».
Доклад на XV Межрегиональном семинаре
«Эргономика и эффективность систем: человек-техника».
29-31 мая 1989. – Литовская ССР, г. Игналина,
1989.- Вильнюс, 1989.
3.
Савченко Д.Н. Исследование интуитивно-одаренных
студентов в научно-исследовательской
деятельности методами креатологии//
Разработка программ интенсификации
научно-исследовательской и проектно-конструкторской
работы будущих специалистов
в условиях интеграции науки, производства
и образования. – Отчет о НИР / НИИВШ: М.,
1990.
4.
Савченко Д.Н. Концепция эволюционной
диагностики личности студента
в научном и техническом творчестве//
Пути совершенствования форм организации
научного и технического творчества студентов
/ Научн. Исследования в высш. школе: Обзор.
информ. НИИВШ, вып. 5, 1987.
5.
Савченко Д.Н. Эволюционная диагностика
– один из основных факторов
поиска талантов в научно-исследовательской
деятельности высшей школы// Пути
повышения эффективности научного
потенциала высшей школы. Тезисы докладов
Всесоюзной конференции 18-20 октября 1988.,
М.: изд-во МАИ, 1988.
6.
Савченко Д.Н. Концептуальная
модель эволюционной диагностики
личности студента в научной
деятельности// Разработка научных
основ интенсификации научно-исследовательской,
конструкторской и проектной работы студентов.
Отчет по НИР. НИИВШ. – М., 1988 № ГР 01.8.80081553.
7.
Савченко Д.Н. Модель управления
научным потенциалом исследователя//
Направления совершенствования
системы управления научно-исследовательской
деятельностью вузов. Сб. науч. тр. – М.,
НИИВШ, 1989.
8.
Савченко Д.Н. Концепция диагностики
личности студента в научном
и техническом творчестве // Анализ
эффективности функционирования
системы научно-технического творчества
студентов. Отчет по НИР НИИВШ. М.: 1987. №
018700083149, - 99 с.
9.
Савченко Д.Н. Исследование основного
фактора потенциала личности
– интуиции// Исследование путей
интенсификации систем подготовки
будущих специалистов к научно-технической
деятельности в условиях ее интеграции
с наукой и производством: Отчет о НИР
/ НИИВШ, № ГР 018900076631 – М.: 1989. – 306 с.
10.
Афлитунов А.М., Савченко Д.Н. Ноосфера
и современность // Русский космизм
и ноосфера. Тезисы докладов Всесоюзной
конференции. – Часть 1., М.: 1989,
с. 18-20.
11.
Савченко Д.Н. Универсальная ЭВМ-программа
отбора талантливых студентов с помощью
эволюционной диагностики (удостоена
бронзовой медали за достигнутые успехи
в развитии народного хозяйства СССР Постановлением
Главного комитета ВДНХ СССР от 12.11.86. №
841 – Н).
12.
Савченко Д.Н. Методология исследования
системы «креативная личность
– интеллектуальный потенциал
общества» (основания креатологии)
// Развитие творческой активности
студентов в учебной, научно-исследовательской
и социально-политической деятельности:
Сб. науч. Тр. – М.: НИИВШ.-1990.
13.
Епископ Василий (Родзянко). Теория
распада Вселенной и вера отцов.
– М., Паломник. – 2003. -249 с.
14.
Кассандров В.В. Мир, сотворенный
из Света// Христианство и наука,
сб. докладов конференции. Моск. Патриархат.
Отдел религиозного образования и катехизации.
М.:2004. – 300 с.
15.
Кассандров В.В. «Алгебродинамика:
Предсвет, частицы – Каустики и Поток
Времени» // журнал «Гиперкомплексные
Числа в Физике и геометрии» №1, т.1(1), М.:
2004, с. 91-101.
16.
Бальтазар Х. У. Целое во фрагменте: Некоторые
аспекты теологии истории.- М.:
Истина
и Жизнь, 2001.- 368 с.
17.
Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник
и византийское богословие. М.: «Мартис»,
2003, 223 с.
18.
Богословские труды. Сборник 39 – й. – М.:
Издательский Совет Русской Православной
Церкви, 2004. – 398 с.
19.
Экономцев Иоанн, игумен. Православие,
Византия, Россия. Сб. статей: «Христианская
литература», М.: 1992.
20.
Преподобный Максим Исповедник. Творения.
М.: «Мартис», Кн. 2, 1993. – 350 с.
21.
Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим
Исповедник. Толкования. Научное издание.
– СПб.: «Изд-во Алетейя», 2002., - 864 с.
22.
Кузанский Николай. О мире веры. Избранные
произведения. Изд-во «Канон», М.: 2006. –
207 с.
23.
Фомин А.В. Доказательство существования
Бога. Аргументы науки в пользу сотворения
мира. – М.: 2005. – 544 с.
Монографии:
24.
Савченко Д.Н. Креатология. Методологические
основания и модели. Богопознание и научное
знание. Том I. Часть I. Методологические
основания в креатологии. Наука и православная
религия. / Савченко Д. Н.; ВИНИТИ РАН, М.,
2009 – 246 с. илл. Библиограф. 168 назв. Рус.
Деп. в ВИНИТИ, № 469 – В 2009 от 13.07.09
25.
Савченко Д.Н. Креатология. Методологические
основания и модели. Богопознание и научное
знание. Том I. Часть II. Исследование интуиции
творческой личности, талантов и гениев
в науке, мотивационный коллапс и Теофания
/ Савченко Д.Н.; ВИНИТИ РАН, М., - 301 с. илл.
Библиограф. 172 назв. Рус. Деп. в ВИНИТИ,
№ 470 – В 2009 от 13.07.09