{Христиане, жители города Магнезии близ Меандра в Ионии, прислали в
Смирну к святому Игнатию своего епископа Дамаса с пресвитерами Вассом и
Аполонием и дьяконом Сотионом. Увещевание к церковному порядку и
единству (гл.3-7) имеет здесь особенный повод из-за молодости епископа,
которого, однако, должно уважать, как видимого представителя Невидимого.
К этому присоединяются (гл.8-10) предостережения от ложных учителей,
особенно христиан иудействующих. Затем следуют (гл.12-15) краткие
увещевания и личные просьбы с приветствием от других церквей}.
Игнатий Богоносец Церкви магнезийской при Миандре, благословенной по
благодати Бога Отца во Иисусе Христе, Спасителе нашем, о Котором и
приветствую ее, - душевно желает величайшей радости о Боге Отце и Иисусе
Христе.
{Глава I. Повод к посланию}.
Узнавши благоустроенность вашей благочестивой любви, я с величайшею
радостью вознамерился в вере Иисус - Христовой беседовать с вами. Ибо
удостоившись боголепнейшего имени, я в самых узах, которая ношу,
прославляю Церкви, и молюсь, чтобы в них было единение по плоти и духу
во Иисусе Христе, вечной нашей жизни, единение веры и любви, драгоценнее
которой нет ничего, особенно же с Иисусом и Отцом: чрез это мы выдержим
всякое насилие князя века сего, и, избежавши его, приблизимся к богу.
{Глава II. Радость о посланных из Магнезии}.
Я удостоился видеть вас в лице богодостойного епископа вашего Дамаса, и
достойных пресвитеров Васса и Аполлония, и сотрудника моего, дьякона
Сотиона, которого я желал бы иметь при себе, потому что он повинуется
епископу, как благодати Божией, и пресвитерству, как закону Иисуса
Христа.
{Глава III. Почитайте вашего юного епископа}.
И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а, по силе Бога Отца,
оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших,
что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые,
повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех.
итак в честь Того, Который возжелал его, нам надобно повиноваться без
всякого лицемерия; потому что такой обманывает не этого, видимого
епископа, но невидимого. Такое дело относится не к плоти, а к Богу,
знающего тайное.
{Глава IV. Нехорошо некоторые действуют без епископа}.
Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как
некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне
кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают
собрания.
{Глава V}.
Такие люди не имеют признака христиан - любви, и не умервщляют своих
страстей. И так как все имеют конец, то одно из двух принадлежит нам,
смерть или жизнь, и каждый пойдет в свое место. Ибо есть как бы две
монеты, одна Божья, другая мирская, и каждая из них имеет на себе
собственный образ, неверующие - образ мира сего, а верующий в любви -
образ Бога Отца чрез Иисуса Христа. Если мы чрез Него не готовы
добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас.
{Глава VI. Храните согласие}.
Итак, поелику в вышеупомянутых лицах я узрел все ваше общество в вере и
любви, то убеждая вас, старайтесь делать все в единомыслии Божьем, так
как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место
собора апостолов, и дьяконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса
Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. Поэтому
все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не
взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во
Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас;
но будьте в единении с епископом и перед сидящими, во образ и учение
нетления.
{Глава VII. Ничего не делайте без епископа и пресвитеров, будьте единый
храм Божий}.
Посему, как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал
ни Сам Собой, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа
и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если
будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна
молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости
непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы
составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как
одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает,
и к Нему Единому отшел.
{Глава VIII. Удаляйтесь от ложных учений иудействующих}.
Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполезными баснями. Ибо
если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то чрез это открыто
признаемся, что мы не получили благодати. И божественнейшие пророки жили
о Христе Иисусе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатью Его,
они удостоверяли неверующих, что Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса
Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное, происшедшее не из
молчания, и Который во всем благоугодил Пославшему Его.
{Глава IX. Будем жить со Христом}.
Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и
уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша
жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его,- некоторые и отвергают ее,
но чрез ее тайну получили мы начало веры, и ради ее терпим, дабы быть
учениками Иисуса Христа, единого Учителя нашего, то как можем мы жить
без Него когда и пророки, будучи учениками Его по духу, ожидали Его, как
учителя своего? Посему-то Он, Которого праведно они ожидали, когда
пришел на землю, воскресил их из мертвых.
{Глава X. Не иудействуйте}.
Не будем же нечувствительны к Его благости. Ибо если Он будет подражать
нам по делам нашим, то мы погибли. Посему, сделавшись Его учениками,
научимся жить по-христиански. Ибо кто называется другим, а не этим
именем, тот не Божий. Итак, извергните худую закваску, устаревшую и
испортившуюся, и изменитесь в новый класс, который есть Иисус Христос.
Осолитесь в Нем, дабы кто-нибудь из вас не попортился, и тогда зловоние
не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски;
ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство в
христианство, в котором соединились все языки, уверовавшие в Бога.
{Глава XI. Ради предостережения пишу это вам}.
Это пишу вам, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавать некоторых из
вас таковыми, но, как самый меньший из вас, хочу предостеречь, чтобы не
впали в сети суетного учения, а вполне были уверены о рождении и
страдании и воскресении, бывшем во время игемонства Понтия Пилата, что
они истинно и несомненно совершены Иисусом Христом - надеждою вашею, от
которой отпасть не дай Бог никому из вас.
{Глава XII}.
Желал бы я вполне насладиться вами, если бы только был достоин. Ибо хотя
я и в узах, но не стою ни одного из вас, свободных. Знаю, что вы не
кичитесь; ибо Иисуса Христа имеете в себе. Еще более, знаю что когда
хвалю вас, вы краснеете, как написано: праведный - обвинитель самого
себя.
{Глава XIII. Утверждайтесь в вере и единении}.
Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем,
что делаете, благоуспевать плотью и духом, верою и любовью, в Сыне и в
Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим из
прекрасно - сплетенном венцом пресвитерства вашего и в Боге дьяконами.
Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по
плоти Отцу, и апостолу Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе
телесное и духовное.
{Глава XIV. Молитесь за меня и Церковь сирскую}.
Зная, что вы исполнены Богом, я кратко беседовал с вами. Поминайте меня
в молитвах ваших, чтобы мне достигнуть Бога, и Церковь сирскую - по
имени которой я не достоин называться; ибо имею нужду в совокупной вашей
в Боге молитве и любви, - чтобы Церковь сирская удостоилась ороситься от
вашей Церкви.
{Глава XV. Приветствуют вас христиане ефесской и прочих Церквей}.
Приветствуют вас ефесяне из Смирны, откуда и пишу вам: они находятся
здесь во славу Божию, подобно вам, и успокоили меня во всем с Поликарпом
епископом смирнским. И прочие Церкви в честь Иисуса Христа приветствуют
вас. Укрепляйтесь в единомыслии с Богом имея неразделенный дух, который
есть Иисус Христос.
(c) 1995-2003 Казанский Государственный Университет