Еп. Вениамин (Милов). Чтения по
литургическому богословию. []
Глава пятая
ЖИВОТВОРНОСТЬ ЗНАМЕНИЯ КРЕСТА
ГОСПОДНЯ
Составители богослужебных книг — святые Отцы Церкви нередко называют образ
и знамение Христова креста "животворящими", то есть, созидающими,
творящими благодатную жизнь в человеке. В настоящий раз для уяснения понятия
"Животворящий крест" мы воспользуемся данными одной Постной Триоди, так как
содержание этой богослужебной книги с наибольшей ясностью свидетельствует о
подаянии верующим во Христа Божией благодати в самом знаке креста и под его
образом. Облагодатствование чрез крест Христов невольно приводит на мысль
обратное этому явление — утрату прародителями Божией благодати после вкушения
плода от райского дерева познания добра и зла.
До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога было
облечение их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу совлекло с них
молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати.
Воплотившийся и пострадавший на кресте Сын Божий, Спаситель мира возвратил
верующим в Него людям невещественное сияние Божества, эту причину духовной
жизни человеческой природы. Он изливает названное осияние на всякого
христианина через знамение креста .
Так, в противоположность древу преслушания, крестное древо вводило и вводит
людей в единение со светоносной силой, исходящей от Существа Божия.
Постная Триодь, объясняя слова "животворящий крест", свидетельствует о
бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:
1. Излияния Спасителем Божественной благодати в образе креста.
2. Животворного воздействия крестной силы на существо человека. О каждом из
упомянутых фактов скажем отдельно.
ИЗЛИЯНИЕ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ В
ОБРАЗЕ КРЕСТА
Название креста Христова "Животворящим" имеет глубочайший смысл. Образ
креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы
Божией при совершении церковных таинств и частных молитв верующих. Всеведущий
и вездесущий Господь Спаситель каждый раз и всюду благодатно действует в
изображаемом верующими кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным
знамением силу Св. Духа. "Предлагается крест, — говорит преп. Феодор Студит, и
мир радуется пришествию Духа" .
Мысль об излиянии чрез крест благодати Божией развивается у церковных
песнопевцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди,
крест, "как райский источник, изливает миру бессмертие и жизнь, просвещает всю
вселенную и возвышает силу Церкви" .
Христоносный крест — древо жизни, неистощимый источник вод благодатных
дарований, просветитель и освятитель христиан по душе и телу .
Светоносная крестная благодать сияет ярче солнечной зари всякий раз, как крест
изображается в воздухе ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко
Христу. Это сияние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель.
Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает "мысленно
созерцаемые лучи", приносящие верующим спасение и изглаждение грехов.
По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его
светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него .
У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе
в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного
светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия,
хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви "в видимом
знаке и под видимым знаком", но почему-то этот знак определенно не называется
крестным знамением или начертанием креста.
Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез
крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства
и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники
обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы,
свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт
возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что
и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу
"мысленными лучами" или представляемыми только в уме.
При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, —
отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть
крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в
момент совершения церковных таинств.
ЗНАЧЕНИЕ СИЛЫ ЖИВОТВОРЯЩЕГО
КРЕСТА В ЛИЧНОМ СПАСЕНИИ
Благодатная крестная сила, светозарнейшая солнца и всегда мысленно
окружающая крест, по изволению Господа Иисуса Христа действует во спасение
людей разнообразно. Она:
1. сокрушает силу демонов, восстающих на людей,
2. очищает человеческое
существо от страстей и
3. обогащает его благодатными дарованиями.
1.
Христиане, ограждающие себя крестным знамением с верою и призыванием имени
Господа Спасителя, спасаются крестом прежде всего от мысленных диавольских
влияний. Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли,
страстные образы и воспоминания о порочных делах. Кто из искушаемых в момент
подобных страстных приражений полагает на себя знамение креста, того
запечатлевает крестное осияние. Оно нестерпимо бесам, палит их, и невольно
заставляет отступать от соблазняемых на грехи .
Сияние креста уничтожает демонскую крепость и сопротивоборствует христианам в
их борьбе с бесами, уничтожая диавольские прилоги в умах искушаемых.
Светолучные крестные молнии в верующих всего мира побеждают "темные демонские
начала и власти", сокрушают их мощь и обращают в бегство .
2.
Крест Христов жизнетворен не только, как победитель духов злобы, но и как
воскреситель людей от страстей. Он, — говоря языком Постной Триоди, -всегда
сущая печать во спасение людей и очищение людей от страстей. Верующие
начертанием на себе креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются
благодатной жизни. В Таинствах Церкви крестное осияние облекает их одеждой
жизни, дарует им свободу от страстного горения и жжения, исцеление от душевных
и телесных болезней и как бы крепкие жилы на перенесение борьбы со страстями
.
3.
Животворящий крест Господень является, таким образом, источником
благодатных дарований. Силой креста верующие просвещаются и освящаются, в нем
получают услаждение радостью и умилением сердца при условии хранения поста .
Животворящее и светозарное крестное древо, — говоря образно, — благоухает
миром жизни, произращает усладу от созерцания образа красоты Божества и
наслаждение вечной Его славой. От креста, как от неистощимого источника,
неиссякаемо истекает вода нетления и кипит благодатными дарованиями. Крест
всех благодатно напояет, "окружает божественным благословением и запечатлевает
небесным блистанием. Честным крестом возвышается сила всей вселенной Церкви и
каждого верующего во Христа христианского общества" .
В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались
буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей их
содержания не затемнить подлинной красы литургической речи.
Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно обобщить
в форме таких заключительных положений:
1. Крестом сообщается верующим светоносная благодать Божия чрез Христа
Спасителя во Св. Духе Отчем при условии сердечного призывания имени Иисуса
Христа во время борьбы со страстями и демонскими прилогами.
2. Крестная благодать есть просвещающая и освящающая людей Божия сила, знак
снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых духов и сокровище
благодатных дарований.
3. Крестное животворящее действие — показатель всегдашней близости Господа
Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви.
4. Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании его
благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие
условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний,
чувств и навыков
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О
ЖИВОТВОРНОСТИ КРЕСТА ХРИСТОВА
Церковно-богослужебные мысли о кресте Христовом представляют целое
откровение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее
объяснение животворности св. креста в связи с библейскими прообразами.
Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти, всегда
поражает демонов, облегчает христианину борения с грехом, благодатно
просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.
На вопрос о причине животворящей силы св. креста мы находим у церковных
песнопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изображении знамения креста Сам
вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть Свою благодатную силу
верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл силы , непобедимое оружие , источник обновления от страстей . Изображение креста с верою и молитвою печатлеет на человеке
свет Лица Христова .
Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются
образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира — Христа. Образ
Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но "одет Божественною силою, и
незримо для телесных очей чудотворит спасение" каждому христианину . "Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня,
источает им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит
недуги, отгоняет страсти, подает им Божие благословение" . Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста
"светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и
просвещающим их сердца .
Честной крест Христов в древности прообразован Моисеевым жезлом. Еще пророк
Моисей изображением креста разделил и соединил воды Чермного моря,
распростертыми руками в виде креста победил Амаликитян, Патриарх Иаков
крестообразным возложением своих рук на детей Иосифа, Ефрема и Манассию
благословил их . Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись
от смерти, изобразив крест молитвенным воздеянием своих рук к Богу .
Христиане созерцают Христов крест, как жертвенник, на котором Господь Иисус
Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и всегда чудотворящее в
Церкви знамение. Действием этого знамения поражаются злые духи. Обычно они
назойливо влагают в мысленную силу христиан тысячи соблазнительных помыслов,
склоняющих ко греху. Всякий же раз, как искушаемые ограждают себя крестным
знамением, демоны прекращают навевать греховные внушения. В этом смысле
крестная сила "разрывает вражий сети" . Всякий злой дух трепещет креста, трясется при виде его, не
вынося блистания его . Крест прекращает мучительство диавола над людьми, попирает
вражию силу , посрамляет ее, как ничтожную , устрашает, опаляет бесов и обессиливает. Они уже не властны мучить страстями
человеческое естество, осияваемое благодатию креста и не могут терзать его, как волки добычу. Ограждаемые крестом христиане противятся диаволу, не
боятся его козней и лаяний , но прогоняют его крестной силой . Действие благодати креста в личном человеческом спасении
непрерывно.
По словам церковных песнопевцев, крест источает верующим жизнь,
просвещение, нетление от страстей , умиротворяет их души, изглаждает грехи и освящает . Он как звезда на небе, сияет в Церкви , развязывает связанных страстями, утверждает в добрых
навыках и движет их любить Бога . На этом основании можно сказать, что Христос Спаситель чрез
знамение креста проращает людям жизнь , творит всеобщее спасение и очищение в Церкви , избавляет грешных от гибели, исправляет их отпадение,
обнимает кающихся любовию . Благодать креста разрушает осуждение на смерть, разрывает в
людях узы ада , прекращает страх пред осуждением Божиим, открывает
безмерную благость Господню , уничтожает греховное бессилие людей для творения добра . Крестное древо облекает верующих во Христа одеждами вечной
жизни и вводит в вечное Царство Божие .
Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 и 2 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.;
Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 8 п.
Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п.
Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи
воззвах; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел.
Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии.
Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона,
Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2-3 стихиры на хвалитех, 1
стихира на целование креста.
Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста;
Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 4 Седм.
Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9
п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3
стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален
по 2 стихословии.
Пяток Сырный утра, 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 9 п.; Пяток 1 Седм.
Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п.
Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седальны по 2 и 3 стихосл.;
Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 2 и 5 тр. 9 п.; Среда
3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1, 2 и 5 тр. 3 п., 1 Трипеснец, 1 тр. 8
п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 5 тр. 9 п.
Нед. 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по Полиелее, Канон, 2 и 3
тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 1 и 2 Седальны по 3 песни, 3 тр. 4 п., 1 и 4 тр. 5 п., 2
и 3 тр. 8 п.; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи
воззвах; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; Нед. 3
Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток
2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихослов.; Пяток Сырн. утра, 2
Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл.
О. I., 3 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., Богород.,
Седален по 1 стихосл.
Там же, Седален по 3 стихосл.
О. I., 4 гл. Мал. веч., 1 стихира на Господи воззвах.
О. I., 3 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира.
О.II., 5 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.
О. II., 5 гл. Четверг вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
О. II., 7 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии.
О. II., 8 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира. Среда утра,
Блажен, на Литургии, 2 тропарь и 3-й.; 1, 2, 3 гл. Нед. утра. Блаженны — 6
тропарь.
Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан. Миронос., 2 тр. 8
п.
О. II., 6 гл. Субб. вечера, 1 стихира на Господи воззвах;
Нед. утра, 3 хвалитная стихира.
О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитн. стихира.
О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл.
О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.
О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
О. I., 4 гл. Нед. утра, 2 хвалитная стихира.
О. I., 4 гл. Среда .утра, Кан. Кресту, 1 тр. 3 п.
О. II., 6 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира.
О. II., 6 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихосл.
О. II., 6 гл. Субб. вечера, 5 стихира на Господи воззвах; 5
гл. Субб. вечера, 7 стихира на Господи воззвах.
О. I., 1 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород., 3 п.
О. I., 3 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.
О. I., 3 гл. Четверг вечера, 1 стиховная стихира.
О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; 2 гл. Пяток
утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п.
О. I., 4 гл. Нед. утра, Тропарь по Велик, славословии.
О. I., 4 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
О. II., 6 гл. Среда утра, Се дален по 1 стихословии.
О. II., 8 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии, 2
тропарь, Седален по 3 стихословии, 2 тропарь.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
[]
Библиотека форума "Православная беседа":