Еп. Вениамин (Милов). Чтения по
литургическому богословию. []
Глава девятая
СЛУЖЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ
СПАСЕНИЮ В ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Православное Богослужение многосторонне и подробно освещает значение
благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих.
Один богослужебный Октоих содержит 80 Богородичных Канонов, читаемых на
Малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои Богородичные
Каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь Пресвятой Богородицы и на
торжества явления Ее чудотворных икон.
Задачей исследователя литургических творений является извлечение наиболее
характерных и существенных данных о деятельности Божией Матери в земной
Церкви. Все богатство литургического богословствования по этому вопросу в
целом дает:
1. Возвышенное и ясное представление о видах Богоматерного влияния на
верующих.
2. Об их душевном состоянии в результате облагодатствования Богородицею и
3. О силе Ее молитвенного дерзновения и ходатайства за грешников пред Сыном
и Богом.
Суждения богословов-литургистов излагаются своеобразным стилем, вполне
соответствующим величию темы, и отличаются глубиной мысли и изящной
выразительностью.
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
БЛАГОДАТНОГО СЛУЖЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ
Ближайшее материнское отношение Пресвятой Богородицы к воплотившемуся из
Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни соделали Ее
Посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церкви Христовой.
Богоматернее служение спасению людей вселенского значения и мировой широты
. Чрез Нее мы всынились Богу Отцу Духом Христовым .
Всеблагословенная, введшая в мир великое Солнце, приняла на Себя особое
служение человечеству .
Она соучаствует Христу в возвращении людям древнего благородства и райской
сладости , в воссиянии им благословения и упразднении клятвы, тяготеющей
над нераскаянными грешниками .
Владыка Господь во Всенепорочной изливает миру мысленный океан благодати,
райский живоносный источник благ, миро исцелений и душевных укреплений .
Изначальное Евино прельщение отвратило людей от Бога. Божия Матерь опять
приводит прельщенных к Богу ,
развязывая в них связи грехом и украшая человеческое естество свободой во
Христе . Чрез Нее непрерывно продолжается примирение грешных с Богом и
освобождение от ужасной тяготы осуждения за грехи .
Пучины Ее милости удостаиваются все, плавающие по многопечальному морю жизни,
но не теряющие веры во Христа . Пресвятая Богородица после Христа и во Христе — основание
спасения людей , Родившая Бога милует мир Его .
Как Матерь Господа Спасителя, высшая всех ангелов и святых людей, Госпожа и
Владычица твари есть единственное по силе утешение всего верующего во Христа
человечества и во все века его бытия . Господь даровал Ей Божественное величие и державу крепости
. Она - Первосвятая и Святейшая всех святых, всенепорочная,
всепречистая, всепетая, благословенная и всеблаженная , гнездо Небесного Орла, тихая, незлобивая Голубица, кроткая,
чистая Горлица , Умилостивительница правды Божией, Пременительница
праведного Божиего гнева на милость. Самое видение лучезарного лика
Благодатной и преславной Богородицы Марии ангелам сладостно, людям
спасительно, демонам страшно . Бесовские полки ужасаются и трепещут призывания Пречистой
. Для бесов - Она — язва .
Родившая Украсителя неба светилами и Божественный Огонь превышает самых
огненных ангелов сиянием славы, красотою и светлостью чистоты. Ни ангельские
языки, ни бесчисленные уста людей — песнопевцев из всех родов земных не могут
воздать подобающей хвалы Высшей небес и чистейшей солнечных светлостей, Дщери
Безначального Отца, Невесте Святого Духа и Матери Бога Слова . Весь мир пребывает под долгом благодарения и православной
хвалы Ее благодати и безмерной любви Ее к Богу и людям .
Богослужебные молитвы и песнопения восхваляют Пречистую Богородицу и Матерь
Света чаще всего за:
1. Излияние Божией благодати на членов Церкви Христовой,
2. Привлечение уповающих на Нее грешников к покаянию и
3. Избавление их от земных бед и вечной гибели.
1.
Благодать есть невещественная сила существа Божия. Мысленный свет,
исходящий от Троичного Божества.
Божия Матерь есть первая нетленная Светоприемница благодати у престола
Божия и световидный храм Божественной Славы. Вся светоносная Матерь
воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное Богоматернее
просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду благодати представляет
возочищение в них благодати св. таинств Церкви, угашаемой их грехами . Божию Матерь св. Церковь глубокомысленно называет
"блистающим умом, жилищем света и светоносной Дверью благодати" . Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой,
кормит и поит духовно голодных и жаждущих и вдыхает в них благоухание благодати . Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения и
светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца славы
Христа и обновляется .
Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света радует весь
человеческий род во вселенной .
2.
По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения
благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи прежде всего дух
покаяния .
Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется та
истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям светозарные
двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает стенания, душевные
слезы и постоянное умиление . В этом смысле Она — мост к Богу, врата спасения, успокоение и утешение грешных , Подательница их осужденному естеству прежней красоты . Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся
беспредельную пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество
милости грешным и умиротворяет их дух прощением грехов .
Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия Матерь есть
переплавляющее Горнило грешного человеческого существа , Сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти , возвращение их ко благочестию и духовной высоте .
Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему
Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего милосердия
даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости, и все может
творить людям в помощь .
3.
Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой
Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной гибели . Ее покров крепок, изменение напастей непреложно,
освобождение от мучений быстро , облегчение человеческих страданий постоянно . Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан , в защите их от горя и несчастий есть подлинно "Нерушимая
стена" . Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть,
но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению .
Изложенные литургические мысли о Богоматернем служении в земной Церкви
можно обобщить в форме следующих положений:
1. Богоматерь соучаствует Христу Спасителю в примирении с Богом кающихся
грешников и даровании им благословения Божия;
2. Действует Христовою силою;
3. Ее светоозарения возгревают угасающую в грешниках благодать св. таинств;
4. Влагают в естественные усилия раскаяться благодать умиления и плача;
5. Смягчают и устраняют от людей скорби и бедствия.
ВЕРУЮЩАЯ ДУША ПОД БЛАГОДАТНЫМ
ОЗАРЕНИЕМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят о
глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами Божией
Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением.
От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит на людей
некий светозарный покров , и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света - это есть благодать Христа - Бога Слова , которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых
людей. Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и всех
верующих просвещает Его светом обитающим в Ней , и попаляет в них колючий терновник страстей . Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила
, преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа .
В Пресвятой Богородице, как Двери Божественного света, лежит бездна
благодатных дарований . Ночью и днем Она освещает и наставляет ко спасению
грешников и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий
светозарный елей благодати Христовой . Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ,
иcсохших от греха и печали . Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной
милости Духа, происходящего от Отца , и показывает их жилищами света . И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает
благодать усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее Промышления о
верующих во Христа, посещение , целение и духовное питание их .
Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских услад , укрощает бурю и волнение страстей . Под действием светоозарения грешники воскресают от падения
, обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех
низлагается.
В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается на
состоянии человеческого ума . В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных
помышлений , исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей
ко вниманию Божественным словам .
При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать правильный
путь жизни и избегать коварных советов и ловлений диавола . Нередко в часы недоумении Божия Матерь Сама полагает людям
Свои благие мысли в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме
набеги страстных помыслов , приводит в бездействие диавольские прельщения и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений
и мечтаний . С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и
мысленных блужданий ум верующего человека постепенно приобретает
целомудренность, устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине
призывать непрестанно имя Сына Божия и на опыте разуметь тайну личного спасения .
Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным,
охлажденным от зноя страстных чувств , богобоязненным , успокаивают его от смущении .
Божия Матерь в Богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою
всецелительную Десницу . И поглощаемые скорбям ясно чувствуют тогда услаждение своей сердечной горечи нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией
Матери гордые сердца смиряет , жестокие - сокрушает , загрязненные греховной чернотой просветляет , объятые густой печалью - утешает, стесненные расширяет , обремененные тяготой облегчает.
В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними дарами
сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные чувства, каковые
- смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление, страх Божий и др. В
человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет плотские желания на духовные
, целит Ее порочное тление и прокажение, тушит в ней угли страстности , укрепляет ее на добро . Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают
в грешных и из глубины их воли поднимается сила преобладания над
страстями .
Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью к
Богу, и разрывает связанность Ее злобой , от чего "блудный нрав" человека исправляется , малодушие в испытаниях сменяется терпением .
Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем и
храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и влечениями при
искушениях.
Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает его уму -
целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце умиротворяет волю,
наполняет силой любви к Богу и людям.
ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВЕРУЮЩИМИ И ЕЕ МОЛИТВА ЗА НИХ
Святейшее и родное всякому христианину имя "Богоматерь" есть имя
носительницы высочайшей в Церкви Богородительной любви, являющей ищущим
спасения , бездну щедрот и безбрежное море благодати . Ее кроткий, тихий, милостивый и благосердный взор обращен
на призывающих Ее во всем мире . Небожители видят Ее воочию. Земная Церковь верою созерцает
Пречистую, как присно живую, во святых Ее иконах и предлагает Ее Господу, как Свою Молитвенницу и
Ходатаицу.
Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками
невечернего дня и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда
готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь, Она подобна
неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во вселенной пред Богом в
сиянии духовной любви к людям . Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет
бесчисленным грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам .
Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей и
оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные страхом, они не
смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более воздевать молитвенно к
Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают найти в Божией Матери, Ее
ходатайством за них пред Богом . Владычица мира для грешников, ищущих спасения, - всецелая
надежда спасения, врата в Царство Божие , Управительница к пристани вечного упокоения во Христе,
первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла .
Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой
державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех
притекать под Ее кров . Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно
не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез
Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и
страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в
Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление
от горького пленения страстями .
Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на
помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические
молитвы:
"Я, - восклицает грешник к Богоматери, - впал в лютую пучину уныния из-за
множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня
спаси, Ты мне помоги, ибо Ты - умилостивление за грешников и очищение" .
"Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями и наставь к
жизни" . "Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из
глубины сердца, со слезами" . "Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего
избави от всякого действия страстей" . "Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои
призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду
моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня
будущей славы и Божественной жизни" . "Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и
целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения" . "Ты - мне просвещение, Ты - мне избавление, радование. Ты
— моя поборница. Ты — моя слава, похвала, надежда и спасение, Пре непорочная"
. "Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я
совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не
отпаду от надежды спасения" .
Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают
к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели
одеждою благодати . И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не
будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных
соблазнов и увлечений .
Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при
мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение
в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания , малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и
прельщение беспощадных злых духов .
До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные
стенания людей, мытаревы воздыхания их , требования помощи , слышны даже несовершенные "худые" молитвы , исповедание "тайн грехопадений" .
Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро
и благосердно принимает моления людей и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную
Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми
молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и
умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати
слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти . Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской
злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их
до кончины к чистой световидной жизни , избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук
за гробом , и соделал храмами Св. Духа . Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что
всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.
Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении
неисчетно. Она — теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных
грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную
жертву .
Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех
трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям . Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от
Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в
жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами и одевает световидною ризою спасения . Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь,
имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем , благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений .
Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях
Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает "благопременителен" к ним и облегчает
их тяжкое душевное состояние прощением их грехов .
По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица,
одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою , но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание
грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них . Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез
Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по
естеству . Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно
возвеличивает Божие милосердие , являемое кающимся грешникам .
В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых
разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей , от сетей диавольской злобы и из разных состояний гнетущей скорби . Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину
отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы
Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения . Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного
нрава , душевных болезней и смятения, не попускает в грехах
уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет
волнение их страстей и связывает любовью к Богу . Вводя грешную душу в общение невечернего света , Она отгоняет от нее дремоту уныния , разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как
бы столпообразными стенами от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели.
Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со
страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое
иго заповедей Сына Божия . Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души
Божия Матерь привязывает любовию к Богу и от Него изливает на них елей Божественной благости и сладкое утешение .
Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть,
прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и
тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия
верующих во Христа.
Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких
мытарствах и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к
почившим в вере .
Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в
жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная
действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении
Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца
величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять
Ее за материнское попечение о человеческом спасении . Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство
благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом
благодатных крыл Своих от всякого зла . Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в
песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных
опасностей.
Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери для личного
спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие выводы:
1. Божия Матерь — высочайшая Молитвенница пред Богом о спасающихся.
2. За утративших дерзновение молиться Господу о собственном спасении, Она
предстательствует пред Сыном и Богом и испрашивает им прощение грехов.
3. Ее ходатайства за кающихся грешников все без исключения принимаются
Спасителем.
4. На протяжении земной жизни каждого вверившего Ей судьбы Своего спасения,
Она промышляет о его очищении от грехов и исправлении, пока тот не достигнет
небесного отечества святых.
Триодь Постная, Нед. 5 Седм. Вел. Поста утра, Богород, Седальна
по 3 п. Канона.
Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 9 п.
Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Кан. Б.М., 4 тр. 8 п., 2
тр. 9 п.
Триодь Цветная, Суббота пред 6 Нед. по Пасхе, Мал. веч., 2
стиховная стихира.
Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон Б.М., Богород. 5 п.
Триодь Цветная, Четверг Святл. Седм. вечера, 7 стихира на
Господи воззвах и 2 стиховная стихира; О. I., 1 гл. Вторник Повечер., Кан.
Б.М., 4 тр. 4 п.
О. I., 2 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр.3 п.
Там же, 3 тр. 5 п.
Там же, 2 тр. 7 п., 3 тр. 8 п.
О. I., 2 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п., 1 тр. 6 п.
О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., Богород. 9 п.
О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п.
О. II., 8 гл. Субб. Мал. веч., 2 и 3 стихов. стихиры.
О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.
Служба Успен., М-, 1889 г. Молитва Б.М.
O. I., 1 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.
О. II., 5 гл. Пяток Повечер., 1 тр. 7 п.
О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.
О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.; О. II.,
7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечерие,
Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
О. II., 7 гл. Субб., Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; Триодь
Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.
О. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.
Триодь Постная, Пяток утра 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец,
Богород. 5 п.; Нед. Сырн. утра, Кан. Богород. 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста
утра. Канон, Богород. Седальна по 3 п.; 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон,
Богород. 9 п.
Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец,
Богород. 8 п.; Субб. Акафиста утра, Кан. Б.М., 3 тр. 8 п., 4 тр. 9 п.
О. I., 3 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; Субб.
утра, 4 стиховная стихира на "и ныне".
О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
О. I., 1 гл. Понед. утра. Блаженны на Литургии, 6 стих.
О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.
О. II., 5 гл. Четверг утра, Кан. Апостол., Богород. 1 п.
Триодь Постная, Вторник Сырн. утра, 1 Трипеснец, Богород. 1
п.; О. I., 3 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 4 тр. 1 п.
О. I., 4 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; О. II.,5
гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.
Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипесиец,
Богород. 8 п., 1 Трипеснец, Богород. 3 п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 1
п.
O. I.,1 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
Триодь Цветная, Субб. пред 5 Нед. по Пасхе, Мал. вечерн., 4
стиховная стихира.
O. I., 1 гл. Субб. вечер.. Догматик на "и ныне".
О. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. Господу, Богород. 5 п.
О. II., 6 гл. Субб. Мал. веч., 5 стиховная стихира.
О. II., 7 гл. Субб. веч., Богород. по воскр. троп. 7 гл.
О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., Седален по 6 п.
Канона.
О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б. М., 3 и 4 тр. 7 п.;
Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
О. II., 7 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.
О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 2 п., 3
тр. 3 п.; О. I., 1 гл. Субб. вечера, 10 стихира на Господи воззвах.
О. II., 5 гл. Субб.Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.
О. I.,3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
Триодь Постная, Четверг Сырн. утра, Трипеснец, Богород. 4 п.
Триодь Постная, Нед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечер., Богород. 9
п. Канона.
Триодь Постная, Нед. Блудн. Сына утра, Кан., Богород. 9
песни.
Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра. Канон, Богород. 8 песни.
Триодь Постная, Четверг Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец,
Богород. 4 п.
Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец,
Богород. 9 п.
О. II., 7 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, Богород. по 6 п.
Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4
п.; Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 9 п.
О. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
O. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б. М., 2 тр. 1 п.
О. I., 2 гл. Четверг утра, Кан. св. Николаю Чудотвор.,
Богород. 4 п.
O. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.
О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п., 3 тр. 3
п.
О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 9 п.
О. II., 8 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 1 п.
О. II., 6 гл. Пяток Повечер.,Кан.Б.М., 1 тр. 1 п.
Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарис. утра, Канон, Богород. 4
п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород.6 п.;
О.I.,1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5п.
О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 7 п.
Там же, 4 тр. 9 п.
Триодь Постная, Нед. 4 Вел. Поста утра, Канон, Богород. 3 п.
Триодь Постн., Субб. Мясоп. утра, Канон, Богород. Седальна по
3 п.; Нед. Блуд. Сына утра, Кан., Богор. 9 п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород. 4 и 5
песни.
Триодь Постная, Субб. 3 Седм. Вел. Поста утра, 1
Четверопеснец, Богород. 8 и 9 пп.
Триодь Постная, Нед. 4 Седм. Вел. Поста, Канон Покаян.,
Богород. 3 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 3 п.
Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4
п.
О. I., 1 гл. Вторник Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.9 п.
O. I., 2 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
О. II., 5 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., Седален по 6 п.; 6
гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4
тр. 9 п.
О. II., 8 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 4 п.
О. I., 2 гл. Среда утра, Кан. Б. М., 1, 3 и 4 тр. 4 п., 3 тр.
5 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 6 п.
О. I., 1 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3
п.
Там же, 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.
Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Канон Б. М., 2 тр. 1
п.
О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.
O. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
О. I., 4 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п.
О. II., 8 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.
О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 2 тр. 6 п.
O. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.
О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п., 1 тр. 3
п., 3 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3тр. 8п.
О. I., 1 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 7 п.
Триодь Постная, Пяток утра, 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец,
Богород. 8 п.; Триодь Цветная, Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богор.
3 п.; 2 Канон, Богор. 3 п.
Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарисея утра, Канон, Богород. 5
п.
О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр.8 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 5 п.
О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.
О. II., 8 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п.
О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. Зп.
О. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; 4 гл.
Нед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.
О. II., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.
Триодь Цветная, Понед. 3 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец,
Богород. 9 п.
O. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4тр.3п.
О. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.
О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 7 п.
О. I., 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; 3 гл.
Нед. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира.
О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
Триодь Цветная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна
по 3 стихосл., 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Среда Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец,
Богород. 3 и 9 пп.; 2 Трипеснец, Богород. 3 п.
Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород.
Седальна по 2 стихословии.
О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 1
и 4 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 2 и 4 тр. 7 п.; 7 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1
тр. 1 п.
Триодь Постная, Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород.
Седальна по 2 стихословии.
Триодь Постная, Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец,
Богород. 3 п.
Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород.
Седальна по 2 стихословии.
Там же, 1 Трипеснец, Богород. 4 и 9 пп.
О. I., 3 гл. Субб. вечера, 8 стихира на Господи воззвах.
О. II., 6 гл. Четверг веч., 6 стихира на Госп. воззвах;
Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 1 п., 4 тр. 3 п.
О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 8 п.; 6
гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.
О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 1 и 3 тр.
6 п.
Триодь Постная, Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец,
Богород. 4 п.
О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 2 тр.
6 п., 1 и 2 тр. 8 п.
О. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 1 и 4
тр. 6 п.
О. I., 3 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 7 п.
O. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.Зп.
О. II., 7 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 8 п.
О. II., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.
Там же, 3 тр. 5 п.
Триодь Постная, Субб. утра, 2 Седм. Вел. Поста,
Четверопеснец, Богород. 7 и 8 пп.; 2 Четверопеснец, Богород. 7 п.
О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 9 п.
Там же, 1 тр. 9 п.
О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Предтече, Богород. 4 п.
О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.; Вторник,
Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п.
О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п., 1 тр.
4 п.
О. I., 3 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр.
3 п.; О. II., 6 гл. Четверг утра, Богород. Седальна на 2 стихословии.
О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п., 2 тр. 5
п.
О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 5 п., 4 тр. 9
п.
О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.
Триодь Постная, Нед. Блудн. сына утра, Богород. 4 и 6 пп.;
Пяток Сырн. утра, Канон, Богородичен 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра,
Канон, Богород. 4 п.; Нед. Сырн. утра, Канон, Богород. 7 п.
О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.
О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 9 п.;
Среда утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; Четверг утра, Кан. Апостолам, Богород. 5
п.; Четверг вечера, 4 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 5
тр. 4 п., 3 тр. 5 п.
О. II., 5 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п., 2
тр. 7 п., 3 тр. 7 п.
О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п.
О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.
О. I., 3 гл. Среда вечера, 7 стихира на Господи воззвах.
О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 6 п.
О. П., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.
О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Пяток
утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 7 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.
О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М. 2 тр. 6п.
Триодь Постная, Пяток утра, 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец,
Богород. 8 п.
Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 3
п.; Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе, Канон, Богород. 4 п.; О. I., 1 гл. Нед.
утра, Полунощн., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 3 п.
O.I., 4 гл. Четв., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.
О. I., 4 гл. Четверг утра. Канон св. Николаю, Богород. 7 п.
О. I., 2 гл. Нед., Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п., 3 тр. 5
п.
О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.
О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.
О. II., 5 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.
О. I., 1 гл. Нед. утра, Полун., Кан. Св. Троице, Богород.
Седальна по 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.
Триодь Постная, Субб. 7 Седм. Вел. Поста утра, 1
Четверопеснец, Богород. 6 п.
О. II.,5 гл. Пяток,Повеч., Кан.Б.М., 4 тр.9п.
О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 3 тр. 3
п., 4 тр. 5 п.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
[]
Библиотека форума "Православная беседа":