Еп. Вениамин (Милов). Чтения по
литургическому богословию. []
Глава четырнадцатая
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В
ЛИТУРГИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ
(В литургическом изображении)
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены
несколькими церковными песнопевцами. В надписаниях стихир упоминаются имена
Константинопольских Патриархов святых Анатолия, Германа и Патриарха Сергия,
святого Андрея, Архиепископа Критского, Стефана Святоградца. Каноны надписаны
именами преп. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского.
Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное
значение Рождества Богородицы.
История праздника у них передается сжато, но во всех основных подробностях
и сходно с древними апокрифическими сказаниями об этом событии.
Использование апокрифов знаменитыми песнопевцами в церковно-богослужебном
творчестве, косвенно свидетельствует о достоверности апокрифических сказаний,
касающихся передачи главных событий жизни Богоматери и сомнительности лишь
некоторых апокрифических подробностей в сказаниях.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует
библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными
пророчествами.
Группировка богослужебных идей рассматриваемого праздника намечается самым
историко-догматическим содержанием их. Применительно к этому мы изложим прежде
историю Рождества Богородицы и после определим его догматическое значение.
Божия Матерь родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны, не имевших
детей до глубокой старости. Иоаким происходил из рода Давидова, Анна - из рода
Аарона .
Бездетная супружеская чета отличалась праведностью, благочестием и
благодатным целомудрием .
При всей непорочности личной жизни она долго несла тяготу поношения за
бесчадие со стороны единоплеменников .
Однажды прав. Иоаким, по случаю какого-то праздника, приносил в Иерусалимский
храм дары. Первосвященник не хотел принимать от него приношений, как от
человека, отвергнутого Богом и наказанного бездетностью за грехи.
Незаслуженная обида потрясла Иоакима. Он ушел в горы близ Иерусалима и там
изливал свою скорбь в молитве к Бегу.
Поношение мужа оплакивала в своем доме и св. Анна. Облегчение в печали она
искала естественно в молитвенном устремлении к Богу и просила Его даровать
чадо. Молитва обоих супругов вошла в слух Господа Саваофа. Ангел, по Божию
повелению, возвестил им о предстоящем рождении у них дочери и они
действительно получили свыше силу деторождения. Неплодная Анна зачала дитя от
Иоакима и по истечении естественного срока чревоношения родила
Преблагословенную Марию — Богородицу .
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные
Аннины ложесна отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы
Источнику жизни .
Так Богосыновним мановением св. Анна соделалась плодоносной бороздой,
произведшей добрый колос - Богородицу .
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных
чадородием. Иоаким, ликуя, говорил в слух всех: "Мне родился жезл, от которого
прорастет цвет - Христос" .
Праведная же Анна, кормя Младенца своим млеком, была готова "от радости
плескать руками" и
говорила мысленно: "неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится
осуждение Евы... Сорадуйтесь мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне
одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и
спасение" .
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. С
наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в
Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела .
Говоря библейски — от Анны, малого чертога, - родилась Мария, Божий град,
имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения .
Рождество Пресвятой Богородицы многозначительно для всего человечества,
торжественно чтится во вселенской Церкви по устроению Сына Божия . Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей сорадуется мир
ангельский и человеческий не без глубокого основания .
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во
плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения
греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое
воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле .
В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов в
жилище Христу Богу , начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем .
Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния
всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол,
Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни . Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью,
обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого
Спасителя Христа . Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла
сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле . Ввиду этого, Ее рождение, предвозвещающее начало спасения
людей от духовного бесплодия, вызывает шум празднующих и созидает церковное
благолепное торжество .
Весть о том, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы . Отлагая печаль, они побуждаются говорить: "Чрез Тебя,
Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы" . Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным
восклицанием: "Мне родилось ныне Избавление. Ради Девы я освобожусь от адских
уз" . Подобно Адаму и Еве о рождении Пресвятой Марии радуется
праотец Ее Давид и объявляет всем: "Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне
от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле Царь Христос,
имеющий вечно незыблемое Царство" .
С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы церковные
песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в
восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается мысль,
что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о
даровании людям первого блаженства . Для склоняющихся к аду Она - мост жизни . Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую
жизнь . Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением
и, как непорочная Агница привела в наше существо Агнца —
Христа . От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее
Слово и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не
всеянное земным отцом .
Некогда уста Патриарха Иакова, благословлявшего сына своего Иуду, назвали
Богородицу — Летораслью, произращающей Сына Божия действием Св. Духа .
Пречистая действительно была Посредницей Боговоплощения, Ее, во время
Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца осенил Божественный Дух
и вселилось в Нее Слово Отчее . Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром
благодати концы мира .
После всего сказанного становится понятною причина всемирного
почитания зачатия, рождения и пелен Пресвятой Богородицы. Верующие люди по
всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму
безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и
дарование обожения .
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ
(По изображению церковных песнопевцев)
История Введения во Храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных
песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое всей
Православной Церковью древнее предание.
В надписаниях тропарей и стихир на данный праздник упоминаются имена их
составителей - св. Георгия, Архиепископа Никомидийского, Леонта Маистора,
Сергия Агиополита и Василия, составившего второй канон на утрени. Названные
авторы связывают историю "Введения" с библейскими пророчествами Ветхого
Завета. При этом они опускают в повествовании многие мелкие фактические детали
освещаемого события, останавливаясь исключительно на его одних существенных
моментах.
Св. Георгий, Архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на "Введение"
диалогическую беседу прав. Анны с великим священником Захарией. В этой беседе
он приводит собственно общебогословские рассуждения о величии Пресвятой
Богородицы. Догматическая терминология св. Георгия явно позднейшего
происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило свидетельство предания
о действительном озарении Захарии Св. Духом пред введением Богоотроковицы во
храм. Отсюда диалог был необходим св. Георгию, как переход к дальнейшему
развитию повествования о вхождении Пречистой внутрь Святого Святых.
Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно
изображает историю настоящего праздника, равно и пути Божьего Промысла,
подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.
По свидетельству канонов на "Введение" родители Пресв. Богородицы - Иоаким
и Анна долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им силу
деторождения и через Ангела обрадовал их извещением о рождении у них Чада.
Обещание Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила Дочь по
имени Марию . Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение
Богу, как непорочную жертву.
Когда Марии исполнилось три года, тогда праведные Иоаким и Анна решили
привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое обещание .
Пресвятая Мария, еще младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении
в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но
охотно подчинилась родительской воле .
В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых и
родных, а также много Назаретских девиц. В предшествии их Она вместе с
Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь в Иерусалим. Впереди
многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в
руках зажженные свечи. Между прочим они пели и тот псалом, в котором
Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии
вместе с Нею дев и близких Ее .
В буквальном пророчестве Давида Пречистая Дева называется Царицей,
предстоящей в храме Царю и Богу. "Вслед за Ней, - говорит Давид, - приведутся
Царю девы. Они входят в Царский Чертог" .
На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли,
что они удостоились принести Богу самый дорогой дар - единственное дитя.
Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени говорила Ей: "Дитя! Ты идешь к
Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом . Трехлетняя Богоотроковица не могла сама проходить все
многоверстное расстояние от города Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная
Анна большей частью несла Ее на руках .
Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к
великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении
священников вышел первосвященник Захария, - отец Предтечи, сын Варахиин .
В богослужебном тропаре Захария называется первосвященником и великим
архиереем не в смысле его первосвященнического достоинства, а как начальник
иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна воскликнула: "Прими,
Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для
священного воспитания" . "Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я - раба
Бога, с верою призывала Его и спросила у Него этот плод моего чрева. - Теперь
я привожу Дочь Давшему Ее" .
Захария, исполнившись Св. Духа, сказал Анне: "Твой поступок поистине
законен. Но я проразумеваю здесь нечто чудное. - Приводимая в Божий Дом
превосходит Святое Святых" . "Ты вводишь истинную Матерь жизни - Богородицу. Именно о
Ней Божий пророки светло проповедывали, что Ее вместит этот храм" .
На слова первосвященника Анна ответила: "И я уразумеваю изрекаемое тобой.
Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Прими Ее в
храм" .
Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: "Нам возжглась
светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются
мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием Доме" . "Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем.
Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово" . "Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться...
есть радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселись, Иоаким и
Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного
Тельца" .
Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне себя, взял
Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище, а затем во Святое
Святых .
Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно,
боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное зрелище , удивились поступку Захарии.
Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое изумление
многими восторженными словами.
"Ныне, - говорят они, - святая и непорочная Мария Святым Духом вводится во
Святое Святых, как одушевленный кивот Христов , и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос
такой чистый плод - Дева" . "Ныне Св. Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу
Отроковицы и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего
примирения и обновления" .
"Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый Храм
Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать... и концам земли
воссиявает радостную весну" . "Она предызображает Своим явлением и начинающееся
исполнение Божьего Промышления" .
Литургические замечания о введении во храм Пресвятой Марии показывают, что
на Ней исполнились предсказания пророков. Она подлинно просветила благодатию
Иерусалимский храм, принявший Ее, как диадиму Царя Христа .
Богоизбранная Богоневеста была введена во Святое Святых в силу
беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом, Она была
многодетна духом и совершенна душой, приняв с любовию родительское предложение
о поселении при храме .
Подзаконное Святое Святых радовалось, подняв Ее, Источника нашей Жизни .
Получив от первосвященника позволение молиться во Святом Святых,
Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела
Гавриила, служившего Ей по Божию велению .
Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Марии при храме был так же
необычен, как необычайно было и Ее рождение от бесплодных престарелых
родителей . В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца
возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно божественно осиявал Ее
Троичным Светом .
Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатию.
Созерцание явно вселившегося в Нее Св. Духа изумляло самих небесных ангелов .
По словам церковной песни, приосенение благодатию Богоотроковицы в
недоступной людям части храма предвидено было еще пророком Аввакумом.
Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями назвал Пресвятую
Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей .
Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания,
богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно
радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце
услаждалось благодатию. Пресвятая Мария в полном смысле этого слова была
благодатным домом и хранительницей тайн несказанного духовного устроения .
Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Св. Духом, Она промыслительно
уготовилась к рождению миру Хлеба жизни — воплощенного Отчего Слова.
Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом Богу и Отцу
в храм Отчему Слову .
Богослужение на праздник "Введения", содержание вышеизложенных тропарей и
песнопений, не только вводит в живое созерцание Пречистой Девы во храме, но и
учит Ее прославлять и Ей горячо молиться .
Чрез Нее мы примирились с Богом и Ее молитвами спасаемся .
Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей
присносущным светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и
покрывает от всякого зла .
Рожд. Богород. утра, Седален по 2 стихосл., 1 Канон, 2 тр. 5 п.
Рожд. Богород. утра, 3 хвалитная стихира.
Рожд. Богород. утра, Кондак по 6 п. Канона.
Рожд. Богород. Вел. вечер., 2 стиховн. стихира; утра, 1 Канон,
1 тр. 6 п.. Икос по 6 п.; 2 Канон, 3 тр. 1 п., 4 тр. 5 п.
Рожд. Богород. Велик, вечер., 2 стихира на Литии; Утра, 1
Канон, 2 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.
Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п., 2
хвалитная стихира.
Рожд. Богород. утра, Седален по Полиелее.
Рожд. Богород. Велик, вечер., 3 стиховная стихира.
Рожд. Богород. Вел. вечер., 3 стиховн. стихира; утра, 2 Канон,
2 тр. 7 п.
Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 1 тр. 6
п.
Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.
Рожд. Богород. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.
Рожд. Богород. Мал. вечер., тропарь праздника.
Рожд. Богород. Велик, вечер., 6 стихира на Господи воззвах.
Рожд. Богород. Мал. вечер., 1 и 2 стихиры на Господи воззвах,
1 стиховная стихира; Велик, вечер., 4 стихира на Господи воззвах.
Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах, 4
и 5 стихиры на Литии; утра, 1 Канон, 1 тр. 8 п.
Рожд. Богород. Велик, веч., 2 стихира на Господи воззвах.
Там же, 3 стихира на Господи воззвах.
Рожд. Богород. Велик, вечерня, 6 стихира на Господи воззвах;
3 стихира на Литии, 4 стиховная стихира.
Рожд. Богород. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира.
Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 3 тр. 7 песни.
Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Литии; утра,
Седален по 3 п. Канона.
Рожд. Богород. утра, Седален по 1 стихосл., 2 Канон, 3 тр. 4
п.
Рожд. Богород. утра, 1 Канон, 2 тр. 1 песни.
Там же, 1 Канон, 3 тр. 1 песни.
Рожд. Богород. Велик, веч., 4 стихира на Литии.
Там же, 3 стихира на Литии.
Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 1 песни.
Там же, 6 тр. 1 п., 6 тр. 5 п., 6 тр. 6 п.
Там же, 2 Канон, 2 тр. 9 п.
Там же, 1 тр. 4 п.
Там же, 2 Канон, 5 тр. н6 п.
Рожд. Богород. утра, Светилен по 9 п. Канона.
Рожд. Богород. утра, 2 Канон,4 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; Великая
вечерня, 5 стихира на Литии.
Введен, утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п., 2 Канон, 6 тр. 8 п., 1 тр.
9 п.
Введен, утра, 2 Канон, 5 тр. 4 п.
Введен, утра, 2 Канон, 4 тр. 4 п.
Введен. Велик, вечерня, 2 и 5 стихиры на Господи воззвах, 1
стихира на Литии, 3 стиховн. стихира; утра, 1 хвалитная стихира.
Псал. 44,15 -16; Введен. Велик, вечерня, 1 стихира на Литии;
утра, Седален по 3 п. Канона, 1 Канон, 2 тр. 3 п.
Введен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.
Введен, утра, Седален по 1 стихословии.
Введен, утра, 2 Канон, 7 тр. 3 п.
Введен. Вел. вечерня, 6 стихира на Господи воззвах.
Введен, утра, 1 Канон, 1 и 3 тр. 8 п.
Там же, 1 Канон, 4 тр. 8 п.
Там же, 1 Канон, 2 тр. 8 п.
Там же, 1 Канон, 5 тр. 8 п.
Введен. Малая вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра, 1
Канон, б тр. 8 п.; 8 припев на 9 песни.
Введен. Велик, вечерня, 1 стиховн. стихира.
Введен. Вел. вечерня, 4 стихира на Литии; утра, 1 Канон, 2
тр. 5 п.; 2 Канон, 3 тр. 5 п.
Введен, утра, 2 Канон, 3 тр. 8 п.
Введен, утра, Канон, 1, 2, 3, 5 и 7 припевы на 9 песни.
Введен. Вел. вечерня, 1 и 4 стихиры на Господи воззвах.
Введен, утра, 2 Канон, 2 тр. 8 песни.
Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 5 п.
Введен, утра, Кондак по 6 п., 1 Канон, 4 тр. 5 п., 1 и 2 тр.
7 п.
Тропарь Введению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии, Мал.
вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.
Введен, утра, 1 Канон, 4 тр. 6 п.
Введен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах; утра, 2
Канон, 4 тр. 3 п., 5 тр. 3 п., 5 тр. 6 п.
Введен. Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
Введен. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира, Велик, вечерня, 7
стихира на Господи воззвах.
Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 5 п.
Введение Мал. вечерня, 4 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 8
тр. 3 п.
Введен. Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.
Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п.
Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 4 п., 3 и 5
тр. 7 п.
Введен, утра, 3 хвалитная стихира.
Введен, утра, 2 Канон, 6 тр. 3 п., 7 тр. 4 п.
Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.
Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; утра, 1
Канон, 3 тр. 1 п., 1, 2 и 6 тр. 9 п.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
[]
Библиотека форума "Православная беседа":