Еп. Вениамин (Милов). Чтения по
литургическому богословию. []
Глава восемнадцатая
БОГОМАТЕРЬ У КРЕСТА И ГРОБА
ХРИСТОВА
(По литургическим свидетельствам)
Внутри каждого православного храма непременную церковную принадлежность
составляет обычно громадный деревянный крест с изображением Распятого Господа
Спасителя и предстоящих по обе стороны креста Богоматери и Ап. Иоанна
Богослова.
Божия Матерь изображается обычно в светло-синем одеянии с молитвенно
сложенными вместе ладонями рук в знак невыразимой скорби и каплями слез,
истекающих из Ее очей. Придание Лику Пресвятой Богородицы такого живописного
выражения объясняется тем, что Она переживала у креста необычайное напряжение
скорбных чувств со слезами и безмолвно. Психологически вполне понятна
возможность такого молчаливого страдания во время обостренных горьких
переживаний.
Литургическое понимание Божией Матери у Креста Господня выдвигает другую
точку зрения.
По свидетельству церковных песнопевцев, Пречистая, видя Своего Сына и Бога
повешенным на кресте, невыразимо болезновала о Нем .
При этом Она плакала, стенала, терзала власы и сквозь рыдания произносила
вслух Господа слова, полные жалости к Нему и величайшей скорби о Нем.
Как неоценимые драгоценности и крупицы чистого золота эти Богоматерние
взывания к Распятому Спасителю рассеяны по литургическим творениям отцов и
учителей Церкви.
Из числа их приведем наиболее характерные:
"Желанное Мое Чадо, Превозлюбленный Сын Мой! — с плачем говорила Пречистая
Христу. — Как осудило Тебя на распятие беззаконное еврейское сонмище" .
"Увы Мне! Я уязвляюсь сердцем и душой, видя Тебя пригвожденным ко кресту
среди двух злодеев" .
"Не могу видеть Тебя пригвожденным на древе" .
"Как страдаешь Ты и терпишь страдания, Сладчайший Сыне, священное Мое Чадо" .
"Как умерщвляешься Ты, промышляющий об оживлении всех умерших" .
"Оружие прошло Мое сердце" .
"Какими очами посмотрю на Тебя, висящего на кресте Как не восплачу и как не
возрыдаю, видя Тебя страждущим" .
"Что воздали Тебе, Вселюбимый, враги, желая оставить Меня бесчадной. При виде
Твоего страдания горит Моя утроба" .
"Как претерплю Я болезни" .
"Возлюбленное и сладкое Чадо! Ныне вижу Тебя нагим, уязвленным, бесславным
и горько уязвляюсь. Незаходимое Солнце, Превечный Боже! Ты незаслуженно
страдаешь" .
"Рождая Тебя, Я не имела скорбей и болезней. Но ныне терзаюсь и принимаю
болезни, не терпя видеть Тебя поднятым на крест" . "Я пронзаюсь в сердце горькими стрелами и погружаюсь в
безмолвную печаль" . "Как несправедливо страдаешь Ты, объемлющий страдания людей
из желания избавить их от гибели" . "Безумное еврейское собрание преогорчевает Тебя, думая
удалить с земли. Я матерински болезную сердцем, лишаемая Тебя" .
"Сыне Мой, Сладкий Мой Свет! Зашел на кресте образ Твоей красоты" . "Твои руки и ноги пригвоздились беззакониями людей и Ты
изливаешь кровь Твою" . "Не оставь Меня в мире одну и бесчадною" .
Принимая во внимание эти плачевные слова Пречистой и обстановку, царившую у
креста Христова, нетрудно установить согласие между литургическими замечаниями
о плаче Пресвятой Богородицы около Распятого Господа и другим мнением о
безмолвном сострадании Ее Спасителю.
Можно с вероятностью допустить, что в присутствии римской стражи и толпы
евреев-хулителей Господа, Богоматерь некоторое время страдала безмолвно,
внутренне. По расхождении же наглого еврейс