Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. |
|
ПРАВОСЛАВИЕ, ЗДОРОВЬЕ,
МЕДИЦИНА
Целью этого сообщения является обсуждение тех видов медицины и парамедицины, деятельность которых может тем или иным образом противоречить христианскому православному мировоззрению. Таким образом, здесь не затрагиваются вопросы, связанные с однозначно осуждаемыми Православной Церковью аспектами здравоохранения. О них следует просто знать и стараться не соприкасаться с ними. К такого рода явлениям относятся вопросы абортов, применения контрацептивов, экстрасенсорика, гипноз, так называемая «дианетика» - сектантское учение Р. Хаббарда, трансцендентальная медитация, знахарство и колдовство, «рейки», холотропное дыхание. Но, помимо перечисленных, в современной медицине есть целый ряд таких методов лечения, или механизм действия которых не может быть объяснен классической наукой, или корни которых лежат в других, в частности восточных религиях, или влияющих на внутренний мир человека в обход его свободной воли или применение которых может привести к сознательному или неосознанному падению в грех. Как следует относиться к такого рода методам и как православному христианину ориентироваться в приемлемости предлагаемых ему методам лечения? В случае, когда нет определенного церковного запрета на данный метод, выбор зависит от самого человека. Ориентиром здесь может быть ненарушение подобными методами церковной и молитвенной жизни человека, совет духовного отца, голос совести, немаловажным является и личность того человека, который предлагает вам это лечение. А нужно ли православному человеку делать это различение методов лечения? Если мы идем к врачу, чтобы поправить свое здоровье, зачем дотошно докапываться до сути проводимого лечения, не лежит ли это на совести лечащего? И все же необходимо взять на себя этот труд. Все-таки, есть разница для верующего православного человека, какое печенье у него на столе - изготовленное на хлебозаводе, или на фабрике общества кришнаитов. А когда мы свое тело и телесное здоровье вверяем в руки какого-либо врача или метода, разница эта еще значительнее. Не стоит, наверное, вдаваться в подробности необходимости такого различения, достаточно привести два примера из истории Православной Церкви. Правилом Святого Вселенского Шестого Собора, было воспрещено христианину обращаться за помощью к врачу-иудею - не все равно кто и как лечит. А явление святого Феодора Тирона предупредило общину константинопольских христиан от употребления идоложертвенного, хотя и по незнанию, но употребление такой пищи могло послужить искушением или нанести иной духовный вред. На этих двух примерах видно, что простой контакт с носителями чуждой православному христианину религиозности, даже и без всякого душевного движения к ней, может явиться опасным искусом. Если ранним христианам полезно было уклоняться от подобных искушений, коль паче нам, не обладающим их добродетелями и живущим в мире, гораздо более истощенном любовью. Конечно, в наше время не будет столь опасным посещение врача иудейского вероисповедания, как это было в эпоху Вселенских Соборов, но современность, вместе с техническим прогрессом, принесла достаточное количество новых языческих религий и философских систем, не менее опасных для «просвещенного» человека XX века, чем иудаизм для ранних христиан. Благодатную почву, подготовленную 70-л
|
Наконец,
существуют и
турецкие
источники, оценивающие
великое
событие с
точки зрения
торжествующего,
победоносного
ислама и его
блестящего
представителя
Мехмеда II
Завоевателя,
а иногда
представляющие
собой
собрание
турецких народных
легенд о Константинополе
и Босфоре.[862] Из
только что
сделанного
перечня
главных
источников
видно, каким
богатым и
разнообразным
материалом
мы обладаем
для изучения
вопроса об
осаде и
взятии турками
Константинополя. В
начале
апреля 1453 г.
началась
осада великого
города.
Успеху
последней
помогали не
только
несравненно
более
крупные
военные силы
турок. Мехмед
II, этот, по
словам
Барбаро,
“вероломный
турок, собака-турок,”[863]
был первым
государем в
истории,
который имел
в своем
распоряжении
настоящий
артиллерийский
парк. Усовершенствованные,
гигантских
для своего времени
размеров,
турецкие
бронзовые
пушки
выбрасывали
на далекое
расстояние
не менее
гигантские
каменные
ядра, против
сокрушительных
ударов
которых не
могли
устоять
вековые
константинопольские
стены.
Отмеченная
выше русская
повесть о Царьграде
замечает, что
“окаянный Махмет”
прикатил к
городским
стенам “пушкы
и пищали и
туры и
лестница и
грады древяные
и ины козни
стенобитныя.”[864]
Современный
осаде
греческий
источник (Критовул)
прекрасно
уже понимал
всю решающую
силу
артиллерии,
когда писал,
что все
сделанные
турками подкопы
под стены и
подземные
ходы
“оказались излишними
и только
вызвали
бесполезные
расходы, так
как пушки
решили все.”[865] |
Одна из икон дня: Сегодня: |
Наши партнеры: |