Много видов учения, какие чрез священного
псалмопевца Давида показал нам действовавший в нем Дух. Иногда
пророк, описывая собственные свои страдания и мужество, с каким
переносил он встречавшееся с ним в жизни, в примере своем
оставляет нам самое полное учение о терпении. Например, когда
говорит: Господи, что ся умножиша стужающии ми (Пс.3,1)?
А иногда изображает он Божию благость и скорость помощи, какую
подает Бог истинно взыскавшим Его; и тогда говорить: внегда
призвати ми, услыша мя Бог правды моея (Пс.4,2), выражаясь
равносильно с другим пророком который сказал: еще глаголющу
ти, речет: се приидох (Ис.58,9), то есть, не успел я
окончить призывание, как слух божий внял уже конец призывания.
Еще, принося молитвы и моления к Богу, научает нас, каким
образом живущие во грехах должны умилостивлять Бога. Господи,
да не яростию Твоею обличиши. мене, ниже гневом Твоим накажеши
мене (Пс.6,2). А в двенадцатом псалме показывает какую-то
продолжительность искушения словами: доколе, Господи,
забудеши мя до конца (2 ст.)? и в продолжение всего псалма
учит нас не терять бодрости в скорбях но ожидать Божией
благости, и знать, что Бог по особенному домостроительству
предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и миру
испытаний.
Поэтому, сказав: доколе, Господи, забудеши
мя до конца? и: доколе отвращаеши лице Твое отмене?
тотчас переходить к зломыслию людей безбожных которые, едва
встретят хотя малое огорчение в жизни, не перенося
затруднительности обстоятельств тотчас начинают колебаться в
мыслях: имеет ли Бог попечение о здешнем мире, назирает ли за
делами каждого, воздает ли каждому должное? Потом когда видят
что неприятное их положение все еще продолжается, утверждают в
себе лукавое мнение, и решительно говорят в сердце своем, что
нет Бога. Рече безумен в сердце своем: несть Бога
(Пс.13,1). А кто вложил себе это в ум тот уже без осторожности
вдается во всякий грех. Ибо ежели нет назирающего, нет
воздающего каждому по достоинству того, что сделано в жизни, то
воспрепятствует ли что притеснять нищего, убивать сирот
умерщвлять вдову и пришельца, отваживаться на всякое нечестное
дело, осквернять себя нечистыми и мерзкими страстями, всякими
скотскими вожделениями? Посему, как следствие мысли, что нет
Бога, пророк присовокупил: растлеша и омерзишася в
начинаниих. Ибо невозможно совратиться с правого пути тому,
кто не болезнует в душе забвением Бога. Нечему язычники преданы
в неискусен ум и творят неподобная (Рим.1,28)? Не потому
ли, что сказали: несть Бог?Почему они впали в страсти
безчестия, и жены их измениша естественную подобу в
презъестественную, и мужи на мужех студ содевают (26,27)? Не
потому ли, что измениша славу нетленнаго Бога в подобие
скотов, и четвероног и гад (23)?
Поэтому, как действительно лишенный ума и
смысла, безумен тот кто говорить: несть Бог. Но близок к
нему и ни мало не уступает ему в безсмыслии и тот, кто говорить,
что Бог - виновник зла. Я полагаю, что грех их равно тяжек;
потому что оба равным образом отрицают Бога благого, один
говоря, что Бога нет а другой утверждая, что Он не благ. Ибо,
если Бог - виновник зла, то очевидно не благ А поэтому в том и
другом случае отрицается Бог.
"От чего же, говорят болезни? От чего
безвременная смерть? От чего истребление городов
кораблекрушения, войны, голодные времена? Это есть зло,
продолжают и между тем все это - Божие произведение. Поэтому
кого же иного, кроме Бога, признаешь виновником происходящего?
"Итак поелику коснулись мы сего часто повторяемого вопроса; то,
возводя слово к какому-нибудь всеми принятому началу и
тщательнее разобрав предложенный предмет попытаемся сделать на
него внятное и несбивчивое объяснение.
Предварительно должны мы утвердить в мыслях
своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим
во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и
маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, и если
что терпим оно не вредно, или не таково, чтоб можно было
примыслить что либо лучшее. Ибо, хотя смерть от Бога, однако же,
без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть
грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом
мучений во аде. Но опять не Бог причиной зол во аде, а мы сами;
потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша
свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего
бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех; то можем
ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами
для себя сделались виновниками горестей?
Поэтому иное зло только в нашем ощущении, а
иное зло в собственной своей природе. Зло само в себе зависит от
нас таковы: неправда распутство, неразумие, робость, зависть,
убийства, отравы, лживые дела, и все однородные с сими
недостатки, которые, оскверняя душу, созданную по образу
Сотворшаго, обыкновенно помрачают ея красоту. Еще злом называем,
что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь,
телесные раны, недостаток необходямого, безславие, ущерб имения,
потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий
Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех
которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их
неправды. Болезнь насылает тем кому полезнее иметь связанные
члены, нежели безпрепятственно устремляться на грех Смерть
насылается на тех которые достигли предала жизни, какой от
начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего,
что полезно для каждого из нас.
А голод, засухи, дожди суть общие
какие-то язвы для целых городов и народов которыми наказывается
зло, преступившее меру. Посему, как врач хотя производить в теле
труды и страдания, однако же благодетелен потому что борется с
болезнию, а не с больным; так благ и Бог Который частными
наказаниями устрояет спасение целого. Ты не ставишь в вину
врачу, что он иное в теле режет другое прижигает а другое
совершенно отнимает; напротив того даешь ему деньги, называешь
его спасителем; потому что остановил болезнь в небольшой части
тела, пока страдание не разлилось во всем теле. А когда видишь,
что от землетрясения обрушился на жителей город, или что на море
с людьми разбился корабль; не боишься подвигнуть хульный язык на
истинного Врача и Спасителя. Но тебе надлежало разуметь, что в
болезнях умеренных и излечимых люди получают пользу от одного об
них попечения; а когда оказывается, что страдание не уступает
врачебным средствам 15652 665501812
Семинарская и святоотеческая православные библиотеки.
Поэтому болезни в городах и народах сухость в
воздух безплодие земли, и бедствия встречающиеся с каждым в
жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода
посылается от Бога, чтоб предотвратить порождение истинных зол.
Ибо и телесные страдания в внешние бедствия измышлены к
обузданию греха. Итак Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И
врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же
городов землетрясения, наводнения, гибель воинств
кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от
земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было
причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому
что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями.
Посему в собственном смысли зло, то есть, грех - это зло,
наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего
произволения; потому что в нашей воле - или удержаться от
порока, или быть порочным. А из прочих зол иные как подвиги,
бывают нужны к показанию мужества, например Иову лишение детей,
истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение
гнойными струпами; а иныя посылаются, как врачевство от грехов,
например, Давиду домашний позор служит наказанием за беззаконное
вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые
праведным судом Божиим чтоб поползновенных на грех соделать
целомудренными. Например Дафан и Авирон были пожраны землею в
разверстыя под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом
наказания не сами они приводились к исправление (возможно ли это
для сошедших во ад), но примером своим сделали целомудренными
прочих. Так и Фараон потоплен был со всем войском. Так
истреблены и прежние жители Палестины.
Посему, хотя Апостол называете таковых в
одном месте сосудами гнева совершенными в погибель
(Рим.9,22); однако же не должны мы думать, что устроениедесь -
элементарный политический расчет, потому что как будто оказывалось ясным, что
язычество исторически выдохлось, а христианство возрастает, расширяется, и рост
его влияния на общественную жизнь нетрудно было увидеть и даже предсказать.
Другие историки говорят о меньшей степени этой политической подкладки в решении
императора Константина.
И
тогда стимулируются молитвы психологического порядка, например, нет нужды
говорить о внешних мотивах выбора императора Константина - он - гений, и он
ведом пафосом своей одухотворенно-гениальной деятельности и действует в этом
смысле изнутри этого пафоса, часто вопреки условиям, обстоятельствам,
переиначивая их. В этом изменении обстоятельств, вопреки всем видимым условиям,
как будто противостоящим гению императора, он и действует.
Так
или иначе, вопрос несколько романтизируется или прагматизируется.
Более
трезвый взгляд, а он имеет большое место в общей исторической литературе,
обнаруживает, что оснований для политического расчета было очень немного, если
они были вообще, поскольку христианство на момент прихода к власти императора
Константина было сравнительно мало. Это было примерно 1/20 от всей численности
тогдашней империи. Последующая история тоже нам показывает, что расчет на
христианство в политическом отношении был бы несостоятельным, потому что
последующая история показывает, сколь сильная была инерция язычества в
римско-византийском обществе. Достаточно вспомнить Юлиана Отступника, борьбу
Феодосия Великого с язычеством, борьбу Горциана с язычеством в самом сенате
Рима. Речь, действительно, может идти о борьбе, где чисто законодательная воля
императора далеко не всё решало и далеко не обеспечивала комфортных условий для
христианизации империи. Так что места для политического расчета не было, и было
бы опрометчиво надеяться на то, что христианство станет той идеологией, которая
консолидирует общество, которая будет способствовать общественной податливости
воле императора, ставшего христианином.
15652 665485882
15652 665463039
лищем всякого порока, принял в себя и
болезнь зависти, и позавидовал нашей чести. Для него несносна
была наша беспечальная жизнь в раю. Коварством же и хитростями
обманув человека, и употребив средством к обману то самое
вожделение, какое имел человек уподобляться Богу, показал он
древо, и обещал что чрез вкушение сего плода человек станет
подобен Богу. Ибо сказал: аще снесте, будете яко бози, ведяще
доброе илукавое (Быт.3,5). Поэтому не создан он быть нашим
врагом, но завистию приведен с нами во вражду. Ибо, видя, что
сам низринут из Ангелов, не мог равнодушно смотреть, как
земнородный чрез преуспеяние возвышается до ангельского
достоинства.
А поелику стал он врагом; Бог соблюл в нас
противление ему, когда, относя угрозу к нему самому, сказал
зверю, который служил ему орудием: вражду положу между тобою
и между семенем тоя (Быт.3,15). Ибо действительно вредны
сближения с пороком; потому что у сближающихся такой закон
дружбы составляется обыкновенно в следствие их сходства. Поэтому
справедливо сказанное: тлят обычаи благи беседы злы
(1Кор.15,33). Как в странах нездоровых понемногу вдыхаемый
воздух неприметно зарождает в жителях болезнь; так знакомство с
людьми негодными вносить в душу великое зло, хотя вред в
настоящее время и неприметен для ощущения. Посему-то непримирима
вражда со змием Если же орудие достойно такой ненависти; то не
тем ли паче должны мы враждовать на действовавшего орудием?
Но говорят: "Для чего было в раю дерево, с
помощию которого диавол мог успеть в злоумышлении против нас?
Ибо если бы не было у него обманчивой приманки, то как бы ввел
нас в смерть чрез преслушание?" Оно было для того, что нужна
была заповедь для испытания нашего послушания. Для того было
растение, приносившее красивые плоды, чтоб мы, в уклонении от
приятного показав превосходство воздержания, по праву
удостоились венцов за терпение. За вкушением же последовало не
только преслушание заповеди, но и познание наготы. Ибо сказано:
ядоста, и отверзошася очи. их и разумеша, яко нази быша
(Быт.3,6.7). А наготы знать не надлежало, чтоб ум человека,
придумывая себе одежды и защиту от наготы, не развлекался
1. Прежде надлежит нам получить благодать
Христову, и тогда уже проходить можем жизнь по Богу.
2. Каким образом сподобляются сей благодати?
3. Кто во грехе и кто во благодати?
4. Всякий грех от диавола, а добро от Христа.
5. Что есть глава добродетелей и что ноги их?
Говорит Пророк Давид: кто есть человек, иже
поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы
(Пс.88:49)? То есть кто, поживши в этом мире, не умрет? И кто, умерши,
избавит душу свою от ада? - Никто. Если же это совершенно невозможно ни
для одного человека и возможно только для одного Христа, - для чего и
пришел Он на землю и соделался человеком, то всякому надлежит ни о чем
другом подвизаться, как о том одном, чтоб понудить Христа Господа,
желающего всех людей избавить от ада, да избавит и его, нудящего Его на
сие. Чтоб был понуждаем от нас на сие Царь всяческих Христос, сего
желает Сам Он, не для Его собственно какой-либо цели, а для нас же. Ибо
кто спешит понудить Христа Господа избавить его, тот, очевидно,
восчувствовал крайность своего положения, увидел причины его и
возненавидел их, - и к единому Господу Избавителю обращается всем
сердцем. Сего-то ради восчувствования крайности, необходимо всегда
предшествующего понуждению Избавителя к избавлению, и желает Он, чтоб мы
понуждали Его. Дело избавления есть дело первой для нас ва