Собор
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
Год
|
325
|
381
|
431
|
451
|
553
|
680
|
787
|
Место
|
Никея
|
Константинополь
|
Ефес
|
Халкидон
|
Константинополь
|
Константинополь
|
Никея
|
Император
|
св. Константин Вел.
|
Феодосий Вел.
|
Феодосий Младший
|
Маркиан
|
св.Юстиниан
|
Константин Погонат
|
Константин и Ирина
|
Патриарх
|
св. Митрофаний
|
свт. Григорий; Нектарий
|
св. Кирилл Ал-др.
|
св. Анатолий
|
св. Евтихий
|
св. Георгий
|
св. Тарасий
|
Председатель
|
Евстафий Антиох.
|
Мелетий Ант;патр.
КПля
|
патриарх КПля
|
патриарх Кпля
|
патриарх Кпля
|
патриарх Кпля
|
патриарх КПля
|
Папа
|
Сильвестр
|
Дамас
|
Целестин
|
св.Лев Великий
|
Вигилий
|
Агафон
|
Адриан
|
Членов собора
|
318
|
150
|
200
|
630
|
165
|
170
|
367
|
Православные участники
|
Александр Ал-др., Осия Кордубский, Евстафий Антиох.,
Иаков Низибийский, свт.
Спиридон, свт.Николай
|
Мелетий Антиох., Вас. Вел., Григорий
Нис, Кирилл Иерусалим-ский,Григорий
Богослов
|
Мемнон Ефесский,
епископы Алексан-дрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика
|
Анатолий КП, Максим Антох., Ювеналий Ие-рус,Фалласий Каппад, ле-гаты епп. Пасхазий и Лу-ценций, Феодорит Кирский
|
Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский
|
Макарий Антиох., пресв. Петр и Феодор, предста-вители
Александрийского и Иерусалимского патриархатов
|
св. Тарасий
Константинополь-ский
|
Против кого
|
Ария
|
Македония, Аполинария
|
Нестория
|
Евтихия и Диоскора
|
“Трех глав”
|
Монофелитов
|
Иконоборцев
|
Корни ереси
|
Непримиримость
иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения
|
Арианство
|
Сочинения Феодора Мопсуэтского и Диодора Тарсийского
|
Некоторые места у свт. Кирилла, свт Афанасия
Александрийских
|
Некоторые места у Феодорита кирского, послание
Ивы Эдесского к марию
Персу, творения Феодора Мопсуэстского
|
Стремление имп. Ираклия посредством
монофелитства достичь унии с монофизитами
|
Иконоборческие и павликианские взгляды имп. Льва
Исаврянина (717-741)
|
Ересь
|
Омоусиос Сына с Отцом,“Сын
Божий - произведение и тварь; было время, когда Сына не было; Сын изменяем по
существу”
|
Аполинарий: “Место человеческого духа
во Христе заменил Божественный Логос”
Македоний: “Св. Дух - творение”
|
“Дева Мария - Христородица”. Вопрос соединения естеств
во Христе
|
Слияние во Христе Божес-твенной и чеовеческой при-род с поглощением последней первою; Евтих: “После Воп-лощения поклоняюсь
одному естеству Бога вочеловечив-шегося”
|
Пронесторианские взгляды; осуждение III Вс. собора, хулы на свт.
Кирилла Александрийского
|
Во Христе одна воля и одно
действие Божеское
|
Иконопочитание - идолослужение.
Неописуемость Христа.
|
Сторонники ересиарха
|
Евсевий Никомидийский,
Феона Мармарикский,
Секунд Птолемаидский
|
|
пресв. Лампон,
Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан
|
министр Хрисафий
при дворе безвольного имп. Феодосия
|
Факунд Гермианский
(Африка) - “В защиту трех глав”; западные и африканские епископы и пресвитеры
|
имп. Ираклий,
Кир Александрийский, патриархи Кпля: Сергий, Пирр,
Павел, Петр; папа Гонорий; Макарий
Антиохийский, монах Полихроний
|
Константин Копроним
|
Обличители ересиарха
|
Александр Александрийский, Осия Кордубский
|
Мелетий Антиохийский,
Григорий Нисский
|
Прокл Константинопо-льский,
Евсевий Дори-лейский; свт. Кирилл Александрийский
|
Евсевий Дорилейский-448г.- еп. собор;Фла-виан Константиноп., св. Лев Великий
|
имп. св. Юстиниан, отцы собора
|
св. Софроний
Иерусалимский, св. Максим Исповедник, св. папа Мартин
|
прп. Иоанн Дамаскин, папы
Григорий II, Григорий III
|
Постановле-ння собора
|
1-я часть Символа Веры (1-7
члены), празднов. Пасхи, против целибата, упразд. раск. Мелета
|
8-12 чл. Символа Веры; о
преимуществе Константинопольс-кого епископа.
|
“Божеское и человеческое
естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно”.
Низложение Нестория. Запрет составления нового Симв.
|
В одном лице Христа два
естества - Божественное и человеческое - соединились неслитно,
неизменно, нераздельно, неразлучно
|
Анафематствование Фео-дора Мопсуэстского и Ори-гена, “Послания” Ивы и не-которых
других мест из творений Феодорита Кирского
|
“Во Христе два хотения, две
воли соединены нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно;
Его человеческая воля подчиняется Божественной”
|
“Честь, воздаваемая иконе,
относится к ее первообразу, и покло-няющийся иконе покло-няется ипостаси изобра-женного
на ней”
|
Правила
|
20
|
7
|
8
|
30
|
—
|
—
|
22
|
События после собора
|
Гонения имп.
Констанция (336-61) на свт.
Афанасия Алексдр. и папу Ливерия.
Юлиан Отступник (361-63). 358г. - собор в Анкире -
утверждение Василием Анкирским и др. подобо-сущия. Возникновение аполинарианства
(с 352г.)
|
395 - разделение Империи на
Западную (имп. Гонорий) Восточную
(имп. Аркадий) части
|
“Отступнический собор” под началом Иоанна Антиохий-ского; низложение свт. Ки-рилла и Мемнона Ефесского. Прп. Далмат выходит из за-твора поддержать правосла-вных
в Кпле. Козни вельможи Иринея;
заключение Кирил-ла, Мемнона
и Нестория. Еп. совещание
в Халкидоне
|
Имп. Василиск (476-7) издает энциклион с анафемой Собо-ра; имп.
Зенон (477-91) издает двусмысленный “Энотикон”; имп. Анастасий (491-518) вво-дит
в Трисвятое “Распныйся за ны”.
Оппозиция монофизи-тов в палестине,
Египте, Ан-тиохии (монах Петр Гнафевс)
|
615г. - осада Константинополя
персами
|
691г. при имп. Юстиниане
II Трульский (Пято-Шестой)
Собор в Кпле. Председатель - патр.
Кпля Павел, всего 213 отцов. Составлено 102 правила.
|
813-43 - второй период иконоборчества. 802 - низложение Ирины.
Иконоборцы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Фео-фил (+842), патр. Иоанн Грамматик
|
Дополнения
|
321г. - собор в Алек-сандрии, отлучивший Ария.Пом.Соборы: 314-Анкир., 315-Нео-кесар.,340-Гангрский., 341-Антиох.,
364-Лаодикийский, 347-Сардикийский
|
Вопрос о Антиохийс-кой кафедре.Остав-ление
свт. Григорием Богословом Конст.
кафедры.Поместные Соборы:418-Карфагенский, 394-
Константинопольский
|
Несторий осужден на поместном
соборе в Риме 430г. 12 анафематизмов свт. Кирилла
482 - Энотикон<
|
449г. - “разбойничий собор” в Ефесе, председ. - Диоскор Александрий-ский; низложение Фла-виана
и Евсевия, анафе-матствование
Ивы Эдес-ского; убийство Протерия
Александр., >> Тимофей Эллур
|
544г. - указ имп. с анафе-мой трех авторов.
Спор о “трех главах”. Протест Аф-риканских и
Западных епп. Согласие папы. Протест рим.диак. Рустика и Сева-стиана.
Соборы в Иллири-ке и африке
против указа и папы. 551г. - новый указ
|
Имп. Ираклий
638г.-“Экфесис”, имп. Конс-танс
II -“Типос”; 645г.- пре-ние
прп. Максима с патр. Кпля Пирром; 648г. - Латеранский
собор - осудил монофелитство; 653г. - арест папы Мартина, ссылка его в
Херсонес, а прп. Максима - во Фракию, затем - в Колхиду
|
754г. - иконоборчес-кий собор. Изгнание имп. Львом Исавря-нинов патр. Германа и поставление патр.
иконоб. Анастасия. 727г. - папа Гонорий
созывает собора в Риме против иконоборцев
|