Семинарская и святоотеческая
православные библиотеки.
Главная
Ветхий Завет
Новый Завет
Катехизис
Литургика
История Поместных Церквей
История Русской Православной Церкви
История Христианской Церкви
Риторика
Основное Богословие
Нравственное Богословие
Догматическое Богословие
Сравнительное Богословие
Гомилетика
Сектоведение
Социальная концепция Русской Православной Церкви
Практическое руководство для священников
Дополнительные материалы
Библиотека общего развития
Обратная связь
ФАСЯН-ЦЗУН — кит. будд. школа, основанная в 7 в. монахом Куйцзи. Догматика школы базируется на теоретич. разработках виджнянавады, одного из двух ведущих направлений буддизма махаяны. Доктринальный комплекс Ф.-ц. состоит из трех разделов, первый из к-рых представляет собой развернутую типологию будд. учений с т. зр. их приближения к "откровениям" Будды. Смысл классификации заключается в доказательстве несовершенства доктрин всех будд. школ за исключением Ф.-ц. Филос. аспект учения Ф.-ц. отражен во 2-м разделе. Все вещи и явления, представляющие собой комбинации дхарм ста разновидностей, трактуются как мыслительные конструкции, прообразы к-рых в виде "семян" находятся в "сознании-хранилище" (алая-виджняне) и извлекаются оттуда в результате активности "шести сознаний" и "сознания-манас". Т. обр. в отличие от хинаянистских школ в Ф.-ц. утверждается нереальность не только вещей и явлений, но и самих дхарм, т. е. признается отсутствие у них "собств. природы" и, след., сущностных различий между ними. Это важнейшее положение догматики Ф.-ц. нашло отражение и в названии школы: "фасян" — "вид дхарм". Истинно реальным же считается некое абсолютное сознание, отождествляемое в конечном счете с Буддой в "теле Закона" (Дхармакае). Все живые существа делятся на 5 групп, и сотериология Ф.-ц. отрицает возможность достижения состояния будды представителями одной из них — "плохими людьми" ("иччхантикам"). Отрицание всеобщности спасения стало причиной критики Ф.-ц. со стороны идеологов др. школ за ее немахаянистский характер. Ф.-ц. пришла в упадок в конце 9 в. А. Н. Игнатович ФАЦЗАН (643-712) — третий патриарх и фактич. основатель будд. школы Хуаянь-цзун. Был родом из Хорезма, откуда его родители переехали в Китай. Известен также под именем Сяньшоу. Стал монахом в молодости. Ознакомившись с учением Аватамсака-сутры (Хуаяньцзин) и ее толкованиями, принадлежащими перу кит. мыслителей Душуня и Чжияня, Ф. посвятил большую часть своей жизни комментированию этой сутры и проповеди ее учения. В результате ему удалось создать сложную филос. концепцию, в центре к-рой стоят доктрины "беспрепятственного взаимопроникновения принципов и вещей" ("ли ши у ай") и "беспрепятственного взаимопроникновения вещей" ("ши ши у ай"). Эти доктрины, восходящие к махаянскому учению о тождестве сансары и нирваны, предполагали взгляд на мир как некое единое целое, в к-ром сняты оппозиции между единым и многим, субъектом и объектом и к-рый пребывает в едином и абсолютном сознании будды. Е. А. Торчинов ФЛАГИ МОЛИТВЕННЫЕ — небольшой кусок ткани (чаще всего белого или желтого цвета), в центре к-рого изображен конь, несущий на спине к.-л. будд. символ (обычно драгоц. камень чандмань — символ будд. учения); на углах куска ткани изображены тигр, лев, гаруда, дракон (мифич. и реальные животные, наиболее часто представленные в будд. мифах), а все остальное пространство заполнено текстом заклинаний, адресованных высшим богам пантеона. Это наиболее часто встречающийся в Тибете, Монголии, Бурятии, Бирме тип Ф. м., к-рый в народе называют "конь-ветер". Его вывешивают на крышах жилых домов и на шестах возле святилищ, где он полощется на ветру и тем самым выполняет свою ритуальную функцию: ветер доносит напечатанную на ткани молитву-заклинание до ее адресата. Н. Л. Жуковская ФУДЗИИ НИТТАЦУ (1885 1985) — яп. будд. монах. В 1917 основал Нихондзан мёходзи (Яп. будд. общину), базирующуюся на вероучении Нитирэна. Испытал сильное влияние идей Ганди. После 2-й мир. войны сыграл активную роль в яп. антивоенном движении, выступая как последоват. противник любого посягательства на человеч. жизнь, обосновывая свою проповедь ссылками на фундаментальные положения буддизма и вероучения Нитирэна, к-рое интерпретировал как призыв к всеобщему миру. Г. Е. Светлов ФУКЭ-СЮ — специфич. дзэнская секта, возникшая в Японии не ранее 15 в., но традиция связывает ее с именем кит. монаха-эксцентрика Пухуа (яп. Фукэ), жившего в 8 в. Последователи Ф.-с. именовались комусо и являлись членами закрытой общины, куда принимались только самураи. Они отличались необычным обликом: плетеной тростниковой шляпой, полностью закрывавшей голову, и длинной бамбуковой флейтой — сякухати. С 1677 двумя центр. храмами секты были объявлены Интигэцудзи и Рэйходзи на окраине Эдо (позднее к ним добавился храм Мёандзи в Киото). А. М. Кабанов