Семинарская и святоотеческая
православные библиотеки.
Главная
Ветхий Завет
Новый Завет
Катехизис
Литургика
История Поместных Церквей
История Русской Православной Церкви
История Христианской Церкви
Риторика
Основное Богословие
Нравственное Богословие
Догматическое Богословие
Сравнительное Богословие
Гомилетика
Сектоведение
Социальная концепция Русской Православной Церкви
Практическое руководство для священников
Дополнительные материалы
Библиотека общего развития
Обратная связь
ХАГУРОСАН — гора в Японии, на к-рой в течение мн. веков находился центр, координировавший деятельность групп приверженцев сюгэндо. А. Н. Игнатович ХАКУИН Экацу (1683-1768) — один из самых знаменитых яп. дзэнских наставников. Прославился так же как художник и мастер каллиграфии, поэт и религ. реформатор, сделавший дзэн доступным широким народным массам. Проживал в маленьком храме Сёиндзи в деревне Хара у подножия Фудзиямы, куда стекались сотни поклонников и почитателей со всей Японии. X. не только был автором комментариев к кит. сборникам коанов, но и сам составил такой сборник, единств. в Японии. А. М. Кабанов ХАМБО-ЛАМА (тиб., монг.) — первонач. настоятель монастыря, относящегося к ламаистской школе гелугпа, позднее — титул главы духовного управления буддистов в Бурятии (с 18 в.), в Монголии (с 1949 г.). В Бурятии этот титул звучал как Бандидо-хамбо-лама (от санскр. "пандит" — ученый). В Калмыкии аналогичное лицо называлось лама калмыцкого народа. Н. Л. Жуковская ХАМФРИЗ (Humphrys) Трэверс Кристмас (1901-1983) — видный специалист но буддизму, один из основателей будд. движения в Великобритании, являлся президентом Буддийского об-ва Великобритании. Высшее юридич. образование получил в Кембридже, где стал членом теософского об-ва. X. пришел к буддизму через увлечение теософией. Основал в Лондоне теософскую ложу, к-рая в 1924 была преобразована в Буддийское об-во. X. являлся одним из активных пропагандистов буддизма в Великобритании, в своих работах старался найти общие точки соприкосновения будд. и зап. духовных культур. Занимался исследованиями буддизма махаяны, особенно тиб. буддизма и дзэн (чань)-буддизма. Е. С. Сафронова ХАРША (полное имя — Харшавардхана) — царь, правивший в Сев. Индии ок. 606-647; последний из правителей, покровительствовавших буддизму. Прославился своей просвещенностью, прогрессивностью и веротерпимостью. Н. А. Канаева ХАТИМАН — божество нац. яп. религии синто, переосмысленное под влиянием буддизма в качестве бодхисаттвы. Наиболее яркое воплощение синто-будд. синкретизма (см. рёбу-синто), X. пользовался исключит. популярностью в среде военного феодального дворянства (самурайства). А. Н. Игнатович ХВАННЕНСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Силла). Самый известный столичный монастырь Силла, многократно упоминаемый источниками. Основан в 533, постройка завершена в 566. В 574 для него была отлита статуя Будды высотой 5.2 м и весом более 27 т. Являлся местом хранения наиб. почитаемых будд. реликвий, многократно посещался правителями Силла. Сожжен монголами в 1238. С. В. Волков ХЕРЯН — кор. будд. деятель 6 в. Родился в гос-ве Когурё. В 551 переехал в Силла и стал настоятелем одного из монастырей и одновр. первым главой сангхи в стране, будучи назначен на только что созданный пост куктхона. Придавая наиб. значение аскетизму, выдвинул и сформулировал "восемь запретов" (не погуби живого, не оскверняйся воровством, не погрязни в разврате и лени, не будь опрометчив и безрассуден в словах, не злоупотребляй напитками, не возноси себя, не пользуйся благовониями, берегись наслаждений) и предложил способы их практич. осуществления. С. В. Волков ХЕТУ (санскр., пали) — причина, предшествующее условие; важный термин в будд. доктрине причинности и в логике. В учении о причинности X. обозначает непосредств. причину — чувств. мотив поведения, определяющий накопление кармы. В логике — средний термин вывода (синонимами X. выступали также линга и садхана). Средние термины делились на 3 рода: связанные с выводимым качеством как причина и следствие, тождественные выводимому и отрицательные. Такое разделение средних терминов определяло будд. классификацию выводов. Правильное основание должно было удовлетворять правилу "трехаспектности" (см. Трайрупья). Н. А. Канаева ХИНАЯНА (малый путь, малая колесница) — термин, к-рым с кон. 19 в. европ. буддологи начали обозначать южн. школы буддизма. Этот термин не встречается в текстах палийского канона (см. Типитака); он лишь изредка используется в будд. текстах на санскрите, созданных до 5 в. н. э., а в более поздних махаянистских работах приобретает оскорбительный смысл по отношению к последователям тхеравады, поскольку махаянистские авторы характеризуют X. как самую примитивную часть махаяны (великого пути, большой колесницы), а хинаянистов — как отбросы человечества, к-рым уготовлено пребывание в аду и т. д. В период подготовки 6-го будд. собора в Бирме и создания "Энциклопедии буддизма" (пер. пол. 50-х гг. 20 в.) между представителями тхеравады и др. школ буддизма была достигнута договоренность о том, чтобы термин "хинаяна" не употреблялся по отношению к тхераваде. В. И. Корнев ХИЭЙДЗАН — гора в Японии, на к-рой располагались гл. храмы школы Тэндай-сю, в течение мн. веков фактически центр яп. буддизма. А. Н. Игнатович ХОАХАО — вьет. школа, основанная в 1939 на юге Вьетнама Хюинь Фу Шо (1919-1947). "Буддизм Хоахао" (таково полное наименование нового учения, полученное от названия родной деревни его основателя) имел мало общего с собственно будд. традицией. Это политико-религ. движение было тесно связано с неортодоксальным будд. сектантством, приверженцы к-рого являлись движущей силой многочисл. антиколониальных восстаний на юге Вьетнама в кон. 19-нач. 20 в. В годы 2-й мир. войны X. обрел сотни тыс. последователей в провинциях дельты Меконга; его руководители приступили к созданию вооруженных формирований. После августовской революции это движение выступало в поддержку патриотич. сил, однако уже в 1947 перешло на сторону франц. экспедиционного корпуса. В наст. вр. влияние X. в той или иной степени распространяется примерно на 1 млн жителей дельты Меконга, преимуществ, провинции Анзянг. С. А. Благов ХОККЭ-СЮ — см. Нитирэн-сю. ХОНЭН (посмертное имя — Гэнку, 1133-1212) — яп. будд. монах, основатель школы Дзёдо-сю. Одна из наиболее заметных фигур в истории яп. буддизма. Начинал свою деятельность послушником в монастыре школы Тэндай-сю. После знакомства с трудами кит. будд. монаха Шаньдао стал приверженцем учения о "чистой земле" будды Амиды. Наиб. известным соч. X., считающимся канонич. текстом яп. амидаизма, является "Изборник" (яп. — "Сэнтякусю"), в к-ром автор, опираясь на цитаты из сутр о будде Амиде и трактат Шаньдао, излагает осн. положения амидаизма в собственной интерпретации. А. Н. Игнатович ХОРЮДЗИ — один из известнейших в Японии будд. храмовых комплексов, основание к-рого в 607 приписывается принцу Сётоку-тайси. Самое древнее в стране деревянное культовое сооружение, принадлежащее будд. церкви. Хранилище будд. реликвий и произведений искусства. А. Н. Игнатович ХОССО-СЮ — яп. будд. школа, прообразом к-рой является кит. школа Фасян-цзун. Становление X.-с. проходило в 4 этапа, с сер. 7 по сер. 8 в. В наст. вр. школе принадлежит ок. 80 храмов, число адептов достигает 160 тыс. чел. А. Н. Игнатович ХОХИМОЙ (монг., букв. череп. скелет) — персонаж мифологии ваджраяны, имеющий облик человеч. скелета. X. олицетворяет промежут. состояние человека между смертью и новым перерождением: от прежнего, умершего тела он уже избавился, новым еще не обзавелся (см. Бардо. "Тибетская книга мертвых"). Н. Л. Жуковская ХОШЕУТОВСКИЙ ХУРУЛ — единств. сохранившийся до наст. вр. памятник калм. будд. архитектуры. Построен в 1814-1817 на народные средства в честь победы в Отечеств. войне 1812. Расположен на левом берегу Волги в 80 км от Астрахани. Камен. здание было заложено на месте дерев. храма, в к-ром по возвращении с военной кампании состоялось богослужение в честь воинов 2-го Калм. полка, прошедших путь от Бреста до Парижа. Автор проекта — Батур-Убаши Тюмень, создатель изв. произведения "Сказание о дербен-ойратах". Консультантом его являлся будд. монах Гаван Чомбе. В архитектуре храма своеобразно соединились черты рус. классицизма и традиц. стиля калм. культовых построек. В основе композиции — план Казанского собора, построенного в Петербурге архитектором А. Н. Воронихиным, удивительно схожий с тамгой (родовым знаком в виде стрелы и лука) калмыков-хошеутов. В 20-е гг. 20 в. X. х. был закрыт, в полуразрушенном виде он сохранился до наших дней. С 1944 после депортации калмыков в Сибирь земля, на к-рой он стоит, отошла к Астраханской области. После возвращения в родные места в 1957 и восстановления нац. автономии калмыки с каждым годом все настойчивее, но пока безрезультатно, требуют возвращения им X. х., являющегося памятником истории культуры калм. народа. Как и в нач. 19 в., идет всенародный сбор средств, на сей раз — на реставрацию X. х. Э. П. Бакаева ХУАНБО СИЮНЬ (ум. 866) — патриарх чань-буддизма, ученик Байчжан Хуайхая и учитель Линьцзи. Жил на горе Хуанбо-шань в Фучжоу. Затем поселился в монастыре Дайаньсы (провинция Хунчжоу), куда к нему слушать наставления стекались ученики из разных мест. Впоследствии жил в монастырях Лунсинсы и Кайюаньсы (провинция Аньхуэй). В своих наставлениях X. подчеркивал особую важность "безмыслия" (усинь) или "недумания" (унянь), для чего необходимо отказаться от любых форм конкрет. концепт. мышления А. М. Кабанов ХУАЯНЬ-ЦЗУН — кит. будд. школа, орг-ционно и доктринально оформившаяся во вт. пол. 7 в. благодаря усилиям монаха Фацзана, традиционно считающегося ее третьим патриархом. Канонич. текст Х.-ц. — Аватамсака-сутра, по ее кит. названию (Хуаянь-цзин) школа получила свое название. Базисная доктрина Х.-ц. — сущностное тождество абсолютного и феноменального уровней бытия, а также сущностное тождество феноменов, что рассматривается через соотношение т. н. миров дхармы, цент. категории философии школы. Выделяются "мир Дхармы — дело", мир феноменов, обыденной жизни, и "мир Дхармы — принцип", область абсолютного. Для доказательства отсутствия "преград" между "мирами" используются теоретич. разработки шуньявады, и прежде всего учение о "пустоте". Функционирование "миров Дхармы" объясняет тщательно разработанная теория причинности. Субстратом "миров Дхармы" признается "истинное" тело будды Махавайрочаны, к-рое имеет 10 форм проявления — от "тела живого существа" до "тела пространства". В 8-9 вв. Х.-ц. являлась одной из самых влиятельных будд. школ в Китае. А. Н. Игнатович ХУБИЛГАН (монг., от хувилах — превращаться, возрождаться) — "перерожденец" в монг. и бурятском ламаизме, титул, присваивавшийся лицу духовного звания, объявленному перерождением к.-л. из выдающихся деятелей буддизма. Н. Л. Жуковская ХУРАЛ (монг.) — религ. служба в ламаистском монастыре. Н. Л. Жуковская ХУРУЛ (калм.) — название монастыря в калм. ламаизме. Первоначально X. имел то же значение, что монг. хурэ, бур. дацан, по со временем термин стал означать неск. типов ламаистских сооружений у калмыков: монастырь (большой и малый), храм, часовня. Э. П. Бакаева ХУРУЛ ДАЛАЙ-ЛАМЫ БОЛЬШОЙ (тиб. название — Раши-Лхупбо). Богдо далай-ламин большой хурул — одни из старейших монастырей Калмыкии. По легенде, хурул был основан в 1681 в Тибете и затем во времена хана Аюки (1669-1724) был перенесен в волжские степи самим Аюкой и дербетовским нойоном Солом-Монко-Тэмуром. Хурул располагался в кочевьях Манычского (южн. части Малодербетовского) улуса. Во вт. пол. 19 и в нач. 20 в. хурул продолжал оставаться кочевым. В 1930-е гг. был закрыт и разрушен Э. П. Бакаева ХУРЭ (монг., букв. "круг", "ограда", "огорож. место") — термин, обозначавший крупные монастыри в Монголии, Туве и первонач. в Бурятии, где его впоследствии вытеснило слово дацан (см. Хурул, Сумэ). Н. Л. Жуковская ХУТУХТА (монг. хутагт — святой) — один из титулов, к-рые носили перерожденцы ("живые боги") в монг. ламаизме. Титул X., как и сама идея перерожденчества — воплощения богов и реальных лиц будд. истории в тела живых людей, заимствован из Тибета. В Монголии на начальном этапе распространения ламаизма (17 в.) X. называли светских феодалов-перерожденцев, в то время как духовные лица получали титулы гэгэн и хубилган. Позднее, с ростом экономич. могущества монг. феодалов, их дети, получая духовное образование, стали именоваться X. Со временем X. стал считаться наивысшим титулом среди лиц духовного звания. Н. Л. Жуковская ХУЭЙНЭН (638-713) — шестой патриарх школы чань в Китае. Родился в бедной семье в Южн. Китае. С 661 стал учеником Хунжэня и, унаследовав от него в 677 учение, покинул монастырь и поселился в местечке Цаоци. X. считается основателем "южн. школы" чань, к-рая придерживалась принципа "внезап. просветления" (дуньу), исходя из того, что постеп. приближение к нему невозможно. X. приписывается авторство знаменитой "Алтарной сутры шестого патриарха" ("Люцзу тань-цзин"). А. М. Кабанов ХЫННЮНСА — будд. монастырь в Корее (гос-во Силла). Первый силлаский монастырь, заложенный в год принятия буддизма в стране (527). Работы по строительству монаст. комплекса начаты в 535 и завершены в 544. Известен как место проживания нескольких выдающихся силласких монахов. После большого пожара в 917 был капитально отремонтирован в 921. С. В. Волков ХЫОНГ ХАЙ (1627-1715) — вьет. монах. Родился во владениях Нгуенов (Цент. Вьетнам); состоял на чиновничьей службе. Приняв постриг, вскоре получил известность как глубокий знаток будд. доктрины и умелый врач. У X. X. нашлись завистники: донос о его намерении бежать во владения Чиней стал причиной ссылки X. X., к-рая и подтолкнула его к бегству на север. Пользуясь высоким авторитетом и в сев. части страны, X. X. активно способствовал возрождению школы Чук Лам. С. А. Благов